Место в Торе: Книга Берешит, гл. 28, ст. 10 — гл. 32, ст. 3.

Почему она так называется?

Первая фраз главы сообщает: “И вышел Яаков из Беэр Шевы, и пошел в Харан…”.

И вышел на иврите — вайеце.

Обсуждение главы Вайеце

18.11.2001

В Устной Торе, в трактате Мишны под названием Пиркей Авот говорится: “Знай (и помни) три вещи — и ты реализуешь свой потенциал (и предназначение): откуда ты пришел, куда ты идешь и Кому в будущем ты дашь отчет”.

Начало нашей главы раскрывает смысл этих трех вещей в жизни Яакова. Мы будем об этом говорить. Но прежде задумаемся — имеет ли это значение для нас. И, если — да, то какое?

Яаков — не просто наш третий по счету праотец. Он вообще — воплощение, если можно так выразиться, всего нашего народа. Его 12 сыновей (о рождении одиннадцати из них рассказывает наша глава) не только родились евреями, но — остались евреями, соблюдая законы еврейской жизни.

Судьба Яакова — как земная, так и духовная, это судьба нашего народа. Лишь о нем сказано в Талмуде: “Яаков не умер”. Так говорится в Талмуде, несмотря на то, что в Торе достаточно подробно описаны последние дни его жизни и его смерть.

“Не умер”…Пока жив еврейский народ, жив и Яаков. В смысле физическом он умер вне пределов Израиля — в Египте. Но в духовной плоскости (под именем Исраэль — Израиль) он живет с нами, в нас, на Земле Израиля.

Поэтому все вопросы: “откуда ты пришел, куда идешь и Кому в будущем дашь отчет”, имеют самое прямое к нам отношение.

Откуда ты пришел. Глава начинается как будто бы малозначительными словами: “И вышел Яаков из Беэр Шевы…”.

Может быть, мы и не обратили бы внимания на эту деталь, если бы в Торе до нее не упоминалось бы несколько раз название этого города. В Беэр Шеве жили Авраам и Ицхак.

Есть очень важный принцип в понимании Торы: каждое слово в ней несет информацию. Что же хотела сказать Тора в первой фразе главы? Мы ведь и так знали бы что Яаков вышел из Беэр Шевы.

Слово беэр в дословном переводе означает — колодец. Однако суть этого слова — разъяснение, толкование.

Слово шева — это число семь. Суть числа семь — цель. Шесть дней Всевышний творил мир ради Седьмого дня (субботы).

Итак, получается, что Беэр Шева — это разъяснение Цели.

Тора сообщает нам, что Яаков находился в атмосфере дома Авраама (Авраам умер, когда Яакову было 15 лет) и Ицхака. Там разъясняли цель существования Мира. Теперь ему предстояло, не забывая о том, что он узнал от Авраама и Ицхака, выработать свое постижение целей Бытия.

И куда ты идешь (сказано в Пиркей Авот).

Тора сообщает: “…и пошел в Харан”.

Харан — территория в Междуречье. Оттуда в будущем придут войска, которые сыграют роль “инструмента” наказания евреев (война; сначала — с Ассирией, потом — с Вавилоном). Этимологически слово харан восходит к слову хори — гнев.

То есть Яаков идет в такое место, где концентрируется потенциал гнева, который может обрушиться на народ Израиля — потомков Яакова.

Напрашивается вопрос: почему это место имело такой потенциал? Ведь, казалось бы, оттуда вышли и Авраам, и Сара, Ривка (мать Яакова).

Но именно это и открыло возможности для скопления ненависти к евреям. Нет, не породило ненависть, ибо хорошие поступки сеют только добро, но — открыло живущим там людям возможность в рамках свободы выбора избрать ненависть.

Почему это так?

Потому что именно они, люди Харана, понимали, что их земля взрастила служение Всевышнему. И только Ему. Авраам ушел из цивилизации, где “все годилось” и постановил: “Нет, не все — есть только Он”.

Это объясняет и загадочную фразу в Пасхальной Агаде…

19.11.2001

В Пасхальной Агаде говорится: «Лаван (брат Ривки, в последствии – тесть Яакова) хуже египетского фараона. Ведь фараон отдал приказ уничтожить только мальчиков, а Лаван хотел уничтожить все».

Трудно сразу принять мысль, что Лаван – хуже фараона. Вдумаемся в эти слова…

Лаван в переводе с иврита – белый. Белый цвет содержит в себе все цвета радуги. «Все годилось» в тех краях, любой «изм», любая придуманная человеком теория. Против этого и выступил Авраам, а за ним – и его потомки.

Битва была за определение самых коренных основ бытия. В этом и заключен смысл фразы – «Лаван хотел уничтожить все».

И действительно, именно из этих мест пришло войско, которое разрушило Иерусалим и Храм.

Разрушить они сумели, но победить – нет. Ибо основы нашей победы заложил Яаков, когда пошел в Харан. На примере собственной трудно сложившейся жизни в Харане, где пробыл он 22 года, он показал, как еврей может выстоять в доме Лавана. Яаков дал нам урок на все времена.

Он был у Лавана, но жил отдельно. Добросовестно работал в его хозяйстве, но растил свое стадо овец, что символизирует «души будущих евреев».

В каких условиях он жил:

Тора рассказывает: «Так было со мной: днем жег меня зной, а ледяной холод (обжигал) ночью» (гл. 31, ст. 40).

Зной на иврите – хорев. Тот же корень, что и у слова хурбан – разрушение Храма. Слово ночь при этом, как мы говорили, символизирует изгнание, галут.

Ночью – ледяной холод. Это – состояние космического одиночества человека. Когда был разрушен Храм (почти 2500 лет назад) исчезло ощущение Присутствия Всевышнего. И наступил – ледяной холод..

20.11.2001

Продолжим изучение связи Мишны в Пиркей Авот с нашей главой.

…И Кому ты в будущем дашь отчет. В главе говорится: «И ощутил он (Яаков) Творца. И сказал ему Творец: Я – Всевышний, правивший судьбой Авраама и Ицхака. И вот Я – с тобой…» (гл. 28, ст. 13 и 15; дана с сокращениями).

А потом читаем: «И потрясен был Яаков (до глубины души) и сказал: как потрясает это место! Не иначе как Дом Всевышнего здесь и ворота в Небо» (гл. 28, ст. 17).

В тексте Торы для того, чтобы сказать «Дом Всевышнего» используется выражение Бейт Элоким, что в ином контексте означаетПомещение (дом) Суда. Вот что потрясло Яакова. У него появилось ощущение, будто он – на Суде. Он – давал отчет.

Отметим, что между начальным предложением главы («И вышел Яаков из Беэр Шевы, и пошел в Харан») и фразой, в которой рассказывается, как Всевышний дал ощутить Себя, есть еще две. О них мы сейчас и будем говорить.

Попробуем догадаться об их содержании. В первой фразе главы – расшифровка: «откуда пришел и куда идешь». Фраза о Суде конкретизирует – «Кому давать отчет». Чему же посвящены две связующих фразы? Конечно же, они должны научить, как надо жить, чтобы отчет был хорошим.

Прочтем их: «И оказался в одном месте и заночевал там, ибо солнце зашло; и взял камни с того места и положил их себе в изголовье; и лег в том месте. И приснилось ему: вот лестница поставлена на земле, а верх ее доходит до Неба; и вот посланники Всевышнего восходят и нисходят по ней» (гл. 28, ст. 11-12).

Как жить, когда солнце зашло, и наступила ночь?

И взял камни из того места. Камни в Торе – намек на «строительные» элементы Мира. На буквы еврейского алфавита, которыми написана Тора.

В Талмуде (трактат Шаббат), в главе, посвященной одному из видов запрещенных в субботу работ – строительству, анализируется и другой вид запрещенной работы – письмо, точнее – написание букв.

При помощи букв строится текст, а, значит, – идеи.

Их взял Яаков и положил в изголовье. На них будет покоиться голова его ночью (в галуте). Сколько же всего таких букв?

В Торе, в этой фразе, говорится: «И лег (в том месте)». И лег на иврите – ваишкав. Это слово как будто бы состоит из двух слов:ваиш (и есть) и кав. Слово кав состоит из букв каф (числовое значение – 20) и бет (числовое значение – 2). То есть числовое значение слова кав – 22.

Теперь прочтем все вместе и получится: «…и есть 22 (буквы алфавита)». Это – основа. Голова, которая опирается на мудрость 22-х букв, будет думать в правильном направлении.

21.11.2001

Вот лестница поставлена на земле.

Этой лестнице Устная Тора уделяет огромное внимание. Попробуем и мы разобраться, что это такое?

Она поставлена на земле, но достигает Неба. По ней спускаются вниз и поднимаются вверх посланники Всевышнего. На иврите эти посланники называются малахим (мн. ч.). Малах (ед. ч.) – это образ, модель, позволяющая на уровне человеческого сознания представить, каким инструментом пользуется Всевышний, чтобы управлять миром и реализовывать Свою Волю. Когда мы говорим, что Творец сделал что-либо конкретное, подразумевается, что из Центра Управления (кисэ а-кавод) спускается некая цепочка, звенья которой расположены на духовных «этажах» духовного мира (по одному – на каждом «этаже»). Последнее звено, «касающееся» материального мира производит действие: подталкивает, отвлекает, вносит или забирает энергию в тонких околоматериальных структурах, которые, в свою очередь, окончательно «материализуют» то или иное действие.

«Действие» в данном контексте обозначает любые изменения в мире.

Вся эта цепочка – осуществление действий малаха. И каждое звено в ней – тоже малах. Существует целая система малахим – со своей иерархией и структурой. Эта система – бесконечна.

Есть главные, объединяющие малахим. К примеру, Михаэль. Через него Творец управляет судьбой еврейского народа. Это означает, что из кисэ а-кавод через веер цепочек до каждого еврея доходит управление (влияние-интеракция) «центральными элементами» его души, выраженное именем Михаэль (в переводе – кто подобен Всевышнему?). Иначе говоря, Михаэль непрерывно «подкачивает» нам соответствующим образом направленную энергию. И тогда еврейский народ поднимается на еще более высокий духовный уровень, а также и – каждый еврей. Или, наоборот, если в душе человека возникают сомнения или отрицание. Скажем, человек не думает о том насколько важно или вообще отвергает представление об основных принципах устройства мира, не ощущает, что есть только Он Один – Всевышний, и нет подобного Ему. В этом случае по цепочке вверх передается «сообщение» о «не принятой» энергии. Баланс на разных «этажах» духовных миров (вспомним, что на каждом этаже – по одному звену) нарушается. И, как следствие, вниз спускается влияние других малахим – наказание, исправление, помощь… Под это влияние попадает не только конкретный человек, нуждающийся в подобном воздействии, но и его окружение. Этот процесс объясняет «внезапные», якобы, перемены в человеческой судьбе, когда исчезают вдруг препятствия или происходят «непредвиденные» события.

Теперь нам легче понять глубокую мысль, высказанную в Талмуде: «Все в руках Неба, кроме веры человека в Небеса (в Творца)».

Человек управляет по своему выбору рычагом, с помощью которого он открывает и закрывает некий клапан: если он открывает его (стремится к Творцу), цепочка малахим добавляет ему духовной энергии, если же он закрывает его, по цепочке вверх идет сигнал – энергия не принята. И тогда все, что произойдет и в первом и во втором случае, будет в руках Неба. Малахим сделают свою работу. Но рычагом управляет человек. Так он реализует данную ему Всевышним свободу выбора.

Процессы взаимодействия духовных миров с земным миром и были показаны Яакову. Более того, ему было дано увидеть историю мира, историю еврейского народа – в частности. И то, на чем основана наша жизнь, и наши трагические ошибки, и способы достижения окончательной цели Творения.

И все это заключено в Торе в одной фразе. Подробнее разберем ее, взяв за основу систематизированное и сжатое изложение соответствующих фрагментов Устной Торы, сделанное равом Яаковом бен Ашером (14 век – автор многотомного труда Бааль а-Турим).

И увидел (Яаков) сонСон на иврите – халом. Общее числовое значение букв этого слова (гематрия) равно гематрии выражения «это было пророчество».

И вот, лестницаЛестница на иврите – суламГематрия этого слова равна гематрии выражения «это – кисэ а-кавод».

Теперь Яакову покажут фундамент еврейской жизни.

Вернемся опять к слову лестница (сулам). Та же гематрия и у слова Синай. На горе Синай Творец дал нам Тору. В чем идея Торы, ее «концентрат»? – В служении Творцу. Собственно, для этого мы и существуем.

Та же гематрия у слова – коль (голос). Голос молитвы, голос служителей в Храме. Храм – символ реального служения Творцу. Если в слове сулам поменять местами буквы корня, получится слово семель – символ.

И вот лестница поставленаГематрия этих слов равна гематрии слова кевеш – пандус (наклонная плоскость), по которому поднимались служители в Храме (коэны), чтобы совершить предписанные Торой действия с приношениями (корбанот) на специальном сооружении (мизбеахе).

Поставлена на землеКевеш упирался в землю.

Но достигает Неба. Огонь и дым мизбеаха поднимаются вертикально вверх. По свидетельству Устной Торы, в Первом Иерусалимском Храме дым и огонь не отклонялись в стороны, даже если дул ветер. Это наглядно демонстрирует духовнуюистину: молитвы (голос – коль), действия евреев и коэнов, в частности, поднимаются к кисэ а-кавод.

Показали Яакову и коэнов.

И вот посланники. Переставив буквы этой фразы на иврите, получаем выражение «это – коэны».

Однако каждый еврей и весь народ совершают ошибки, в их судьбе бывают подъемы и падения.

Посланники поднимаются и опускаются.

В чем коренятся ошибки?

Переставив местами буквы в корне слова сулам (лестница) мы получили слово семель (символ). В нем содержится намек на служение чужому мировоззрению (всяческим «измам»). А это ведет к трагедиям, к галуту – изгнанию.

В нашей истории – четыре галута,. Их именуют по названиям четырех Империй, которые (на земном уровне) управляли жизнью сыновей Яакова: Вавилон, Мидия (Персия), Греция и Рим.

Поднимаются и опускаются. Гематрия этих слов равна общей гематрии названий: Вавилон, Мидия (Персия), Греция и Рим.

Последний галут продолжается 1900 лет. Закончится ли он когда-нибудь? И вообще – известно ли нам, что План будет реализован?

И вот лестница. Гематрия этих слов равна гематрии выражения «и завершено». Яакову показали завершение мировой истории – в соответствии с Планом Творения.

Но завершению непременно должно предшествовать Начало. Основы этого начала – еврейского народа – предстоит заложить Яакову.

22.11.2001

У Авраама было два сына. Один выбрал дорогу еврейской жизни. Два сына – у Ицхака. Один выбрал дорогу еврейской жизни. Яаков – не просто отец 12-ти сыновей. Он произвел их на свет и воспитал так, что каждый из них остался евреем и олицетворял какую-либо из граней Истины. Эти двенадцать необходимых составляющих – достаточный «набор» основ для развития еврейского народа.

Пройдет около 300-т лет, и Моше Рабейну в последний день своей жизни, в своем духовном завещании сформулирует суть двенадцати граней, составляющих целостность бриллианта – еврейского народа (подробнее об этом см. на сайте – недельная глава Ве зот а-браха).

А в нашей главе мы читаем о том, как Яаков оставил Эрец Исраэль и отправился в ту землю, откуда вышли Авраам, Сара и его мать – Ривка.

В главе описывается, как он встретил Рахель (тут каждое слово имеет глубочайший смысл – об этом когда-нибудь в других материалах). И вышло так, что он женился на Лее. Сначала на Лее, потом – на Рахель.

Душа Леи имела потенциал выстраивать будущее. В этом смысл соединения Леи и Яакова. В Яакове – цельность, гармония, Истина (см. на сайте предыдущую недельную главу – Толдот). К этому необходимо было добавить потенциал, способный выстраивать будущее. Гармонию и Истину Яакова следовало передать будущим поколениям – навсегда. Поэтому сначала Яаков женился на Лее. Потом – на Рахели.

Душа Рахели имела потенциал завершения. Будущее, выстроенное Яаковом совместно с Леей, нужно было реализовать и завершить (вспомним отдельные моменты раскрытия понятия, выраженного словами «лестница Яакова»). Поэтому у Рахели родился сын Биньямин. На территории, которой владели его потомки (колено Биньямина) находился Храм, а точнее – его Святая Святых. Как символ завершения цели Творения – объединение духовного и материального, когда в мире будет Всевышний – Один (это и так ясно) и Имя (суть) Его – будет Едина (это можно будет почувствовать только в конце мировой истории – в седьмом тысячелетии).

Автор текста Элиягу Эссас на сайте Еврей.ком

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here