Шалом, дорогие друзья! Наша недельная глава — глава Ваехи, и сейчас мы только вышли из поста 10 тевета, когда мы истязаем свои души тем, что не едим и не пьем в память о начавшейся в этот день осаде Иерусалима и о еще нескольких скорбных событиях, таких, как перевод Торы на 70 языков, и других. В принципе, это можно связать и с нашей недельной главой, так как сегодня я хочу обсудить с вами тему «судить ближнего в лучшую сторону». Ведь как мы знаем, разрушение Второго Храма произошло из-за беспричинной ненависти, которая стала по-настоящему страшной и к уже закончившейся трагедии нашего народа принесла еще большие трагедии — смерти и почти 2000-летний галут, в который ушел наш народ.

Итак, в нашей недельной главе говорится так:

И увидели братья, что умер отец их, и сказали: «Может, Йосеф возненавидит нас и воздаст нам за все то зло, которое мы сделали ему?». И велели они сказать Йосефу: «Отец твой завещал, перед смертью своей говоря: Прости, молю тебя, вину братьев твоих и грех их, хотя они сделали тебе зло. А теперь прости вину рабов Б-га отца твоего… — И плакал Йосеф, когда говорили это ему».

Что именно увидели братья? Раши сразу же объясняет: пока был жив Яаков, они всегда приходили и ели в доме Йосефа; с его же смертью они больше не приходят на трапезу в дом Йосефа — он их не приглашает. Раши говорит этот комментарий на основе мидраша, который приводится в Берешит раба. Этот мидраш рассказывает следующую вещь:

Вернулся Йосеф в Египет. Сказал раби Леви, что Йосеф не приглашал своих братьев на трапезу. И сказал раби Танхума: Йосеф делал это во имя Небес. Говорил Йосеф так: «Пока был отец, он сажал меня во главе над всеми, а сейчас, когда его нет, правильно ли будет, что я буду сидеть над ними?» (над Йегудой, который был будущим царем, и над старшим Реувеном). А братья не подумали так, но подумали, что плохое задумал Йосеф.

Раби Ицхак говорит другое: когда Йосеф ходил хоронить отца, по дороге он пошел и глянул в ту яму, в которую его посадили. И сказал раби Танхума: он не имел в виду ничего плохого, его намерения были во имя Небес, а братья так не подумали и сказали себе, что Йосеф задумал зло против них.

Что нам говорит мидраш? Что здесь произошло? Раби Леви объясняет нам, что Йосеф находился в страшном распутье после смерти отца по поводу отношений с братьями. С одной стороны, он не заслуживал сидеть во главе стола, как его раньше сажал его отец, Яаков. С другой стороны, он — правитель Египта, и перед ним стоит проблема — как не сидеть во главе стола, когда рядом сидят люди, которые не были правителями Египта? Йосеф приходит к решению этой проблемы, которое можно назвать «ни нашим, ни вашим» — он обходит проблему со стороны. Он пе приглашает братьев, а значит, перед ним не стоит эта дилемма!

Все, чего хотел Йосеф — забыть разногласия и рознь с братьями, забыть споры и неприятности и отправить их в прошлое. Он боялся, что если пригласит их и будет сидеть во главе стола, они будут думать, что он снова возвашается над ними.
Но Йосеф не посмотрел на этот вопрос с точки зрения братьев…

Продолжение смотрите в видео-уроке!