Итак, мы читаем:
И восстал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа. И сказал народу своему: Вот народ сынов Израиля, он многочисленнее и сильнее нас; давайте перехитрим его… и поставили над ним начальников рабов, чтобы изнуряли его тяжкими работами…
Есть мидраш Шмот раба, который объясняет нам связь между смертью Йосефа и всех братьев с тем, что египтяне начали порабощать народ Израиля и заставлять его работать тяжким трудом. Мидраш говорит: «И умер Йосеф, и все братья того поколения. Это учит тебя, что все то время, пока был жив хотя бы один из них, из тех, кто спустился в Египет — не было порабощения народа Израиля в Египте».
Получается, что до того, как умер последний из братьев Йосефа, египтяне боялись порабощать народ Израиля — они боялись семьи Яакова и Йосефа. Только после того, как ушло все это поколение, они позволили себе поработить народ.
Но есть другой мидраш, который все это переворачивает. Это мидраш на нашу предыдущую главу, главу Ваехи. Сказано в главе Ваехи: «И жил Яаков в земле египетской…». Мидраш задает вопрос: почему эта глава из всех глав Торы так странно построена? И объясняет: имелось целью сказать, что сначала умер Яаков авину, а затем началось порабощение народа Израиля. Из этого мидраша выходит, что порабощение началось еще до смерти братьев, сразу после смерти Яакова.
Отсюда возникает вопрос: когда же началось порабощение в Египте — после смерти братьев или после смерти Яакова? Можно попробовать объяснить эту несостыковку словами Рамбана в начале Хумаша Шмот. Говорит Рамбан следующие слова: В книге Шмот есть особенность по поводу первого изгнания. Вс-вышний отправил народ Израиля в изгнание прямым текстом — это было сказано еще Аврааму на Брит бейт а-бетарим. И, естественно, прямым текстом было сказано об избавлении, когда мы будем выходить.
Объясняет Рамбан: изгнание (галут) не прекращается до того момента, пока не евреи не вернутся к своему месту (географическому) и к уровню своих праотцов. Когда евреи вышли из Египта, несмотря на то, что они вышли из дома рабства, они все еще считались изгнанными. Почему? Потому что они были не в своей земле (в пустыне). И только тогда, когдаони пришли к горе Синай и построили там Мишкан, и когда Шхина Вс-вышнего начала обитать среди сынов Израиля, тогда они вернулись на уровень своих праотцов. Именно тогда они назывались избавленными (геулим), и именно на этом заканчивается вся книга Шмот.
Продолжение смотрите в видео!