В прежние времена были богатые люди и бедные. У богатых, которые жили в больших домах, была постоянная прислуга, которая выполняла любые работы. Бедные же, которые не могли позволить себе прислугу, жили в маленьких домах – одна, максимум две комнаты. Разумеется, в домах богачей подготовкой к Песаху занимались слуги. Бедные все делали сами, но им нужно было убрать лишь одну-две комнаты, не говоря уже о том, что у них было очень мало мебели, и минимум посуды и одежды. В те времена уборка была тяжелой работой. Столы были сделаны из необработанного дерева, и поэтому, чтобы быть уверенными, что ни одна крошка не осталась в щелях, их нужно было хорошенько отчищать и скрести, а порой и шлифовать. Деревянные или земляные полы тоже требовали основательной уборки и чистки.

Наше же поколение, похоже, попало в ловушку. Средний современный дом намного просторнее, чем раньше. У нас в избытке мебели, посуды, одежды и прочих вещей. Обычный дом в наше время может сравниться с богатыми домами прошлого. Вместе с тем, у нас нет в распоряжении гвардии слуг, и основное бремя падает на плечи хозяйки дома. А она ощущает обязанность чистить, скрести и драить так же, как в прежние времена, несмотря на тот факт, что в наше время мебель гладкая – покрытая лаком или формайкой, а пол представляет собой каменную плитку, что делает всю эту тяжелую работу необязательной.

В результате, напряжение и стресс, сопровождающие уборку на Песах, достигли небывалых и совершенно ненужных высот. Хозяйка дома превращается буквально в комок нервов, она уже не в состоянии получать удовольствие от праздничного дня – йом-тов Песах, и с большим трудом участвует в исполнении заповедей Пасхального седера.

Вся семья обязана радоваться празднику Песах, как и другим праздникам Торы, что распространяется и на женщину. Нужно знать, что эта обязанность – из Торы (де-орайта), как это объясняется у мудрецов. Женщина должна ждать праздник с радостью, а не с тоской. Вечером Пасхального седера каждая хозяйка должна быть спокойной и бодрой,  чтобы исполнить вместе со своей семьей все обязанности, связанные с седером – как заповеди Торы, так и постановления мудрецов (де-рабанан). Поэтому очевидно, что нужно рассчитать силы так, чтобы исполнение обязанностей подготовки к Песаху не происходило за счет обязанностей самого Песаха.

Конечно же, уборка на Песах необходима, чтобы уберечься от нарушения запретов Торы и мудрецов по поводу нахождения хамца в доме. Однако, как мы увидим далее, в этой работе не нужно усердствовать чрезмерно. Разумеется, мы не собираемся отменять обычаи, которые переходят в семьях из поколения в поколения. Однако есть различные «правила», которые в наше время женщины приняли на себя, и они не являются продолжением традиций и обычаев прошлых поколений.

Например, если человек не продает хамец, который есть в его владении, то, разумеется, согласно постановлению мудрецов, которое обязывает нас проверить и уничтожить хамец, он должен проверить всю посуду, отмыть и отчистить весь хамец, который остался на ней, или испортить его, так, чтобы он стал непригодным для еды. Однако, если хамец продается, как принято сегодня у многих, то уже не нужно отчищать и скрести кастрюли, сковородки и т. п. Ведь их в любом случае складывают в шкафы, которые закрывают и продают.

Если же кто-то захочет устрожить, беря на себя дополнительную работу, то  такое устрожение должно исходить из четкого понимания, почему следует устрожать. Человеку следует проверить себя, на самом ли деле он и его домочадцы внутренне готовы к такому устрожению. Поскольку нередко устрожение в чем-то чревато многочисленными облегчениями, а иногда и отменой заповедей, связанных с данным днем, обязанностей из Торы и мудрецов, которые, к тому же, женщины должны исполнять в Песах точно так же, как и мужчины – в особенности, на Пасхальном седере.

Многие женщины любят «наводить чистоту» гораздо больше необходимого минимума, до такой степени, что есть те, кто к необходимой уборке на Песах добавляют и «весеннюю уборку». Нельзя допускать, чтобы женщина потратила на это все силы, и была потом не в состоянии исполнять заповеди Песаха, в особенности, Пасхального седера.

Необходимо подчеркнуть, что подготовка к Песаху возложена также и на мужчин, как сказано в Мишне: «Тора приобретается (выполнением) 48 условий… (одно из них): нести бремя вместе с ближним», не говоря уже о том, что совместная радостная работа укрепляет и сплачивает семью, а заодно дает авреху необходимую передышку от труда над Торой.

Общие замечания:

Человек обязан почистить все свое имущество и проверить, что в нем нет хамца, кроме следующих случаев:

  • Если в какое-то место на протяжении года не вносили хамец, это место не требует уборки и проверки хамца.
  • Посуда, которой не будут пользоваться в Песах, а хамец, прилипший к ее стенкам, продают: такую посуду не нужно проверять на хамец.
  • Крошки, которые стали несъедобными, не считаются хамцом, поскольку непригодны для еды собаке.
  • Общей обязанности искать и уничтожать крошки не существует, если каждая из этих крошек меньше ке-зайт, и они загрязнены до такой степени, что человек не будет их есть.

Перед каждым действием кашерования (посуда, конфорки, духовка и т. п.) принято 24 часа не пользоваться кашеруемым предметом, чтобы он не был «бен йомо».

То, что будет называться ниже «чистящим (моющим) средством» – это любое чистящее средство, которое портит крошки так, что после обработки им они станут непригодными для еды даже собаке.

Практические действия:

Проверка комнат:

если слишком трудно проверить все комнаты за один вечер, можно облегчить и сделать проверку в некоторых местах заранее. В комнату, которая очищена от хамца и проверена в соответствии с hалахой, запрещается вносить хамец. Благословение на проверку хамца (аль биур хамец) запрещено говорить раньше вечера 14 нисана. Поэтому нужно оставить хотя бы одно место, где есть хамец, и проверять его именно 14 нисана вечером, чтобы иметь возможность сказать благословение и исполнить заповедь о проверке хамца в соответствии с законом. Однако даже в случае, когда весь дом уже полностью очищен от хамца еще до 14 нисана, принято, что один из домочадцев прячет в разных местах 10 кусочков хамца, и, таким образом, проверка делается по закону и с благословением.

Пол:

в наших домах нет земляных полов, где могли быть глубокие щели или трещины. Поэтому достаточно подмести и помыть пол с моющим средством. Нет необходимости проверять мелкие щели, если моющее средство проникло в них (см. общие замечания №5).

Кухонные шкафчики:

если ими не будут пользоваться в Песах, см. общие замечания. В случае, когда ими будут пользоваться в Песах: освободите шкафчик от продуктов, помойте его тряпкой, смоченной в чистящем средстве. Убедитесь, что чистящее средство проникло во все щели, так что если там были крошки, они испорчены. После этого принято покрывать полки шкафчика оберточной бумагой.

Холодильник:

Освободите холодильник от продуктов, и промойте тряпкой, смоченной в чистящем средстве. Особенно обратите внимание на складки резины в дверях – их нужно почистить как можно тщательнее. Есть те, кто покрывает полки холодильника. (В таком случае стоит оставить дырки для проветривания).

Платяные шкафы:

если есть допустимая вероятность, что в шкафу может быть хамец, следует проверить его не только на большие куски хамца, но и поискать, есть ли в нем крошки, пригодные для еды. Если же вероятность, что хамец попал в такие места, мала, то можно посоветоваться с раввином, чтобы узнать, в каких случаях нужно проверять в таких местах, а в каких – нет. Этот же закон относится к полкам, тумбочкам, подвалам и любым подобным случаям.

Игрушки:

если в них есть съедобный хамец, его нужно убрать, и все почистить; если его невозможно вытащить, нужно сделать его несъедобным. Нет необходимости тщательно очищать игрушки, скрести и т.п.

Кольца

нужно хорошо почистить и надеть только тогда, когда наступило время запрета на хамец (канун Песаха после 11:29 утра и далее)

Телефоны, клавиатура и т. п.

тоже требуют основательной чистки (либо продажи).

Одежда, одеяла, и т. п:

если вы постирали их со стиральным порошком или отдали в химчистку, их не нужно потом проверять. Перед стиркой следует вывернуть карманы. Однако, если [их не стирали и] есть вероятность, что в карманах или в районе швов могут быть крошки, то, если эти места невозможно хорошо вытряхнуть, то нужно протереть их тряпкой, смоченной в чистящем средстве. Конечно же, можно также закрыть на замок в шкафу одежду, которую не будут носить в Песах, и продать находящийся в ней хамец. Тогда ее не нужно вообще проверять (см. п.10 по поводу кастрюль).

Окна:

подготовка к Песаху не включает в себя мытье стекол и жалюзи (трис). Однако в нижних полозьях раздвижных окон бывает хамец, поэтому их следует промыть с чистящим средством.

Мусорное ведро, веник, совок и т. п.:

Ведро следует хорошо почистить или вылить в него моющее средство, которое портит вкус хамца. Совок достаточно хорошо помыть. Веник или метлу – нужно хорошо очистить от крошек хамца, и лучше мыть их в моющем средстве. У некоторых принято покупать на Песах новый веник. А старый следует положить в место, которое будет сдано нееврею.

Кашерование раковин:

почистите раковины, и окатите их кипящей водой со всех сторон (изнутри). Некоторые выливают горячую воду, смешанную с хлоркой (экономикой), в саму раковину и в дырку слива. В наше время принято покрывать раковины изнутри (например, плотной фольгой и т.п.), или помещать внутрь специальную пластиковую пасхальную раковину. Если это не представляет особой трудности, желательно делать так.

Поверхность стола:

хорошо помойте его с чистящим средством. После этого принято покрывать стол картоном или PVC.

Мраморные (шаеш) или металлические поверхности:

если на такую поверхность попадал горячий хамец, то нужно хорошо почистить ее, а после того, как поверхность высохла, нужно либо окатить кипятком, либо полностью застелить чем-то, чтобы никакой кашерный на Песах продукт не касался ее. У многих принято делать и то, и другое.

Кастрюли, сковородки, тарелки, вилки, ложки, ножи:

любую вещь, которой не будут пользоваться на Песах, нужно спрятать в закрытом месте, таком, которое напомнит человеку, что этими вещами нельзя пользоваться. Если в них есть «хашаш хамец» (т. е. мы опасаемся, что, возможно, хамец прилип к их стенкам, а мы не заметили, или не было времени проверить), то нужно продать хамец, который содержится в них.  (По поводу кашерования посуды на Песах следует спросить у раввина).

Краны на кухне:

нужно тщательно почистить, открыть кран горячей воды до самой высокой температуры, и когда вода в кране станет максимально горячей, окатить внешнюю сторону крана кипятком из только что вскипевшего чайника.

Кашерование плиты (верхняя часть):

По возможности следует избежать кашерования плиты на Песах, а приобрести отдельную плиту на Песах, (ее верхнюю часть – конфорки) и тем самым облегчить себе работу на долгие годы. Если плитой не будут пользоваться, то ее нужно просто хорошо помыть чистящим средством. Если же решили кашеровать, то хорошо помойте всю поверхность плиты, бока и вентили с сильнодействующим чистящим средством («Фантастик»  и т.п.). В наше время принято после кашерования покрывать ее плотной фольгой. Если вы хотите пользоваться на Песах той же решеткой (на которую ставят кастрюли), то ее кашеруют так: тщательно чистят, возвращают на место, потом зажигают все конфорки на максимальную мощность и накрывают сверху блехом (металлическим листом) или плотной фольгой (в то время, что конфорки горят). Это распределяет тепло по всей поверхности плиты и усиливает температуру нагревания решеток. Конфорки должны гореть таким образом 5-10 минут.

Духовка:

а) если вы собираетесь пользоваться духовкой в Песах: очистите ее от всех съедобных крошек и промойте тряпкой, смоченной в сильнодействующем чистящем средстве. Если вы считаете, что остались еще какие-то кусочки или крошки хамца, до которых невозможно добраться, почистите плиту со специальным средством для плит (например, «Сано танурим», «Сент-Мориц» и т.п.) (После применения такого средства не нужно больше чистить духовку – см. общее замечание №6). После этого духовку нужно включить на самую высокую температуру и оставить гореть около часа (в электрической духовке нужно выяснить, какая температура выше – в обычном режиме или в гриле). Если есть в наличии отдельный блок, который можно вставить, лучше пользоваться им, и тогда не нужно нагревать духовку, достаточно почистить ее, как указано выше. Если в дверце духовки есть стеклянное окно, желательно после кашерования покрыть его изнутри фольгой.

б) Не пользуйтесь в Песах решетками и противнями, которыми пользовались для хамца. Если же это необходимо, их можно откашеровать таким же способом, как и саму духовку.

Если не пользуются духовкой в Песах: весь вышеописанный процесс не нужен, следует лишь убедиться, что внутри духовки нет съедобного хамца и заклеить дверцу духовки скотчем.

Миксер, кухонный комбайн:

нужно спросить у рава.

Посудные полотенца:

если у вас нет пасхальных полотенец для посуды, то можно пользоваться обычными, при условии, что вы постирали их со стиральным порошком, и на них не осталось никакой прилипшей еды. (Однако все же принято на Песах пользоваться специальными полотенцами)

Пасхальные скатерти:

можно гладить их тем же утюгом, которым пользуются в течение года.

Сидуры, бирконы, книги:

книги, которые кладут на обеденный стол, такие, как сидуры, бирконы и т.п., поскольку в них наверняка будут крошки, их нужно положить вместе с посудой для хамца и продать хамец, содержащийся в них. Остальные книги, если есть вероятность, что в них могут быть крошки, стоит проверить. Однако ими можно пользоваться и без проверки, только не класть на стол во время еды или рядом с едой. Если же их проверили, то можно класть их на стол.

Китнийот:

(все виды бобовых (в т.ч. соя), а также гречка, рис, кунжут, подсолнух, кукуруза и продукты из них) – их можно продолжать есть и после того, как дом полностью убран на Песах, но не варить их в пасхальной посуде. Однако, начиная со времени запрета хамца, запрещено также есть китнийот, и, разумеется, не пользоваться ими в сам Песах (по ашкеназской традиции).

Еда, которая упала на стул или на пол в Песах:

ее нужно помыть только из гигиенических соображений. Однако она не становится хамцом, даже если была горячей. Однако есть те, кто устрожает и не ест такую еду.

Последние приготовления:

например, подготовка символов для пасхальной кеары, сервировка стола и т.п. Их очень желательно закончить как можно раньше, чтобы была возможность отдохнуть. Будьте готовы начать Пасхальный седер сразу же после вечерней молитвы, чтобы быть уверенными, что дети не заснут посреди седера. http://beerotwomen.ru