Веселый период вносится праздником Суккот и компенсирует нас за торжественный период Ямим Нораим. Суккот — это «сезон наших увеселений» На Суккот — мы имеем действительно единственную в своем роде мицву, потому что Суккот является единственной мицвой, которая окружает нас заботой, как только мы в ней оказываемся.

Суккот напоминает нам об Облаках Славы, которые охраняли наш народ во время его странствований по пустыне на пути в  Землю Обетованную. Тогда каждый видел в этих Облаках особую Б-жественную защиту, дарованную нам Г-сподом в те тяжелые годы. Но хотя эти Облака Славы исчезли в сороковом году, накануне прихода нашего народа в Землю Израильскую, мы никогда не переставали верить, что Г-сподь дает нам Свою защиту и что поэтому мы пережили всех наших страшнейших врагов во всех поколениях. Мы знаем, конечно, что нам обеспечена божественная защита, пока мы остаемся лояльными евреями, верными нашему Г-споду и нашей Торе. Это является объяснением, почему у нас есть Симхат Тора (веселье с нашей Торой) в конце праздника Суккот. Но об этом дне поговорим позднее.

ЧЕТЫРЕ ВИДА РАСТЕНИЙ

Одной из особых заповедей праздника Суккот является заповедь «Четырех видов растений» — лулав (пальмовая ветвь), этрог (цитрусовый плод), адас (мирт) и арава (верба). Эта заповедь подобна всякой другой заповеди Торы, но она очень важна и символизирует единение и гармонию. Когда над ними говорятся благословения, принято размахивать ими во все стороны и также вверх и вниз, что означает вездесущие Б-га.

Традиционная молитва «Ошана» (О спаси!), которая произносится в каждый день праздника (за исключением субботы), сопровождается процессией с четырьмя видами растений вокруг бимы в синагоге. Это представляет собой красивое и внушительное зрелище. В этот момент можно себе представить, что это было за зрелище в древние времена, когда несметное количестсво еврейских паломников направлялись в Святой Храм с лулавами в руках, качавшимися от ветра. Рассказывают также, что однажды, когда царь, исполнявший также роль Первосвященника, намеревался провести реформу и изменил традиционный ритуал службы в Храме, недовольные молящиеся засыпали его тысячами этрогов!

ОШАНА РАБА

Седьмой день Суккот называется Ошана Раба (Великая Ошана).

В ночь на Ошана Раба принято не ложиться спать и читать Тикун и Псалмы.

Во время утренней службы на Ошана Раба, после молитв «Ошана» и хождения семь раз с лулавами вокруг бимы, четыре вида растений убираются и вместо них берутся «Ошанот» (ветки ивы) и ими ударяют по полу, произнося специальную молитву.

Празднование Черпания Воды

(Из Мишны, Сукка 5)

Как производилось поливание водою? Имели обыкновение наполнять золотую фляжку, вмещавшую три лога[ воды из Силоама. Когда доходили до Водяных Ворот, трубили в шофар — текиа-теруа-текиа. На правом краю алтаря стояли две серебряные чаши. Каждая из них имела по отверстию: одна — широкое, другая — узкое, так что обе чаши опорожнялись одновременно (широкая предназначалась для вина, так как вино вытекает медленнее). Чаша на западе была для воды, а другая — на востоке — для вина.

Тот, кто никогда не видел Симхат Бейт Ашоэва (Радость черпания воды), никогда в своей жизни не видел радости.

К концу первого праздничного дня все отправлялись во Эзрат нашим[ и делали там большие приготовления.

Там находились золотые подсвечники с четырьмя золотыми чашами наверху. Подсвечники были пятьдесят локтей в высоту. К каждому подсвечнику вели четыре лестницы, и по этим лестницам взбирались четыре юноши из духовенства, державшие в руках сосуды с маслом, вместимость которых составляла двадцать четыре лога. Масло это они вливали в чаши.

Они делали фитили из поношенных одежд священников и ими зажигали подсвечники, и во всем Иерусалиме не было ни одного двора, где бы не отражался свет Бейт-Ашоэва.

Набожные мужчины и те, кто совершили хорошие поступки, имели обыкновение танцевать перед ними, держа в руках горящие факелы и распевая песни и славословия. И бесчисленное множество левитов играли на арфах, лирах, цимбалах, трубах и других музыкальных инструментах, находясь на пятнадцати ступеньках, которые вели со двора Исраэлитов в Эзрат нашим. Два священника стояли у Верхних Ворот[, которые вели вниз из Двора Исраэлитов в Эзрат нашим, с двумя трубами в руках. При пении петуха они трубили «текиа-теруа-текиа». Когда они всходили на 10 ступеньку, они снова трубили «текиа-теруа-текиа». Когда они входили во Двор, они снова трубили «текиа-теруа-текиа». Они шли дальше, пока они не доходили до ворот, которые вели на восток. Когда они доходили до этих ворот, они поворачивали свои лица к западу (в направлении Святилища)… Раби Йеуда сказал: «Они имели обыкновение повторять слова: «Мы принадлежим Г-споду, и наши глаза повернуты в сторону Г-спода»».

О Гиллеле говорили, что когда он радовался при Веселье Черпания Воды, он имел обыкновение говорить: «…Где я люблю быть, туда несут мои ноги». И Всемогущий, да будет он благословен, говорит: «Если вы придете в Мой дом, Я приду в ваш дом, и если вы не придете в Мой дом, и Я не приду в ваш».

О раббане Шимоне бен Гамлиеле говорили, что когда он радовался при Веселье Черпания Воды, он брал в одну руку восемь зажженных факелов и бросал их в воздух; он бросал один и ловил его, и никогда один факел не дотрагивался до другого… (Вавилонский Талмуд, Сукка 53).

Праздник Жатвы

Суккот — это праздник жатвы; празднуется он тогда, когда собирают плоды с поля, огорода, виноградника. Амбары и плодохранилища переполнены,  прессы для винограда и для оливкового масла работают полным ходом. Наконец-то обильно вознаграждены недели и месяцы тяжелого труда в поте лица, потраченного на землю. Крестьянин чувствует себя счастливым и довольным. Это не мудрено — ведь Суккот является «сезоном увеселений».

В это время всегда существует опасность, что человек «жиреет, брыкается и забывает о Г-споде, своем Создателе». Найдя свою работу столь успешно вознагражденной, он может подумать, что «мое уменье и сила моих рук доставили мне все это богатство». При этом есть еще опасность, что размышляя так о работе и богатстве, он решит, что это является главной целью его жизни, и забудет о существовании более великих и важных ценностей в жизни — духовных ценностей.

Чтобы еврей не забывал  о главной своей цели в жизни, Г-сподь, в Своей бесконечной мудрости и доброте, приказывает нам на это время покидать наши комфортабельные дома и селиться в неустойчивых сукках на семь дней. Сукка напоминает нам, что мы можем положиться на защиту Г-спода, так как сукка не крепость и не обеспечивает нам даже солидной крыши над головами. Она напоминает нам также о том, что жизнь на этой земле является только временным пребыванием. Каждый из семи дней Суккот представляет одно из десятилетий жизни, в общей сложности семьдесят лет, период человеческой жизни на земле. Этот короткий период следует рассматривать только в качестве подготовительного периода к вечной жизни, которая наступит после жизни на этой земле, жизни, в которой не будет считаться материальное богатство, а только духовные ценности. Запасы зерна, вина и оливкового масла останутся позади, и с собою будут забраны только «запасы» Торы, заповедей и добрых дел, и они явятся преимуществом в этой вечной жизни.

Это является также одной из причин чтения Книги Екклезиаста (Коэлет) во время праздника Суккот в некоторых общинах. В других общинах книга эта читается в синагоге на Шаббат Холь Амоэд Суккот. Потому что Книга Коэлет, пророчески написанная самым мудрым из всех людей — царем Соломоном, содержит очень много серьезных мыслей и размышлений о «суете сует» этого мира. И заканчивается эта книга следующими словами: «Выслушаем сущность всего: бойся Б-га и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека».

Таким образом, Суккот является для нас «Праздником Жатвы» в более глубоком смысле: он учит нас собирать,

удерживать и сохранять религиозные испытания и духовные подъемы, которые мы приобрели во время многих и различных праздников, молитв и заповедей месяца Тишрей, и затем пользоваться им в течение всего наступающего года.
https://toldot.ru/articles/articles_1387.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here