Место в Торе: Шемот, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 18. Почему глава так называется?В первой фразе главы сказано: “И вот законы, которые ты (Моше) предложишь им (евреям) ”.Законы на иврите — мишпатим. Обсуждение главы МишпатимЕсли бы спросили человека, с каких законов, по его мнению, Всевышний начнет излагать Тору в главе, названной “Законы”, то получили бы от разных людей разные ответы. Кто-то сказал бы о законах шаббата, играющих наиважнейшую роль в еврейском образе жизни, кто-кто — о законах, запрещающих идолопоклонство, ибо они определяют еврейское мировоззрение…Но в Торе — иначе. Глава Мишпатим (Законы) начинается текстом об отношении к слуге (в оригинале употреблено слово эвед — раб, слуга; мы пользуемся вторым значением, чтобы избежать недопонимания, ибо раб у евреев далеко не то же самое, что раб у греков и египтян или раб-негр у американцев). Итак, в начале главы сказано: даже если ты на законных основаниях приобрел слугу (раба), он не должен по твоей воле оставаться у тебя более шести лет.Кроме того, мы узнаем, что отношение к слуге (рабу) должно быть деловым и гуманным.Зачем вообще понадобилось такое начало? Ведь все это говорилось евреям, только что вышедшим из Египта, из дома рабства. Евреям, которые еще вчера сами были бесправными рабами, а их детей топили в реке и замуровывали в пирамиды. Им ли надо давать наставление о человечном отношении к слуге (рабу)? Но Тора — не пособие по психологии. Тора — записанная буквами Мудрость Творца мира.Тора ясно понимает: тот, кто вчера был угнетенным рабом, сегодня может стать жестоким рабовладельцем. Именно потому, что вчера сам был рабом и страдал.Почему так происходит? Поведение любого человека определяется его мировоззрением и является следствием непрерывной внутренней борьбы йецер а-тов (склонности к Добру) и йецер а-ра (склонности к удовлетворению низменных, материалистических желаний).Какое мировоззрение впитали в себя рабы? Что поддерживало их йецер а-ра, пока они жили в рабстве? Ответ, думается, ясен.Но рассмотрим проблему глубже и обнаружим, что законы Торы об отношении к рабу помещены в начале не только для того, чтобы подчеркнуть их важность, но и для того, чтобы прояснить, каковы духовные корни других законов главы. В главе Мишпатим — много законов, касающихся взаимоотношений между людьми. Это, например, способы определения материального ущерба и компенсации за него (гл. 21, ст. 28, 35; гл. 22, ст. 43 др.). О них мы говорили в обозрениях листов Талмуда (трактат Бава Кама — см. на сайте Введение  и обозрение листа 2). Или — правила хранения чужого имущества и возвращения найденной вещи (трактат Бава Меция — см. на сайте обозрения  листа 21  и  листа 33), или — запрет давать деньги в долг под проценты (гл. 22, ст. 24, а также см. на сайте трактат Бава Меция, обозрение листа 61). Но как эти законы, на основе которых строится справедливое общество, связаны с законами об отношении к слуге (помимо того, что в справедливом обществе и отношения должны быть справедливыми)?Дело тут в том, что общество никогда не будет истинно справедливым, если один человек будет видеть в другом слугу, “предмет для использования”. Основа основ в понимании устройства мира (а значит, и общества) состоит в том, что у мира — Один Хозяин. И этот Хозяин — Всевышний. И потому слуга — временное состояние человека, имущество — тоже временное (на тот свет не унесешь), а деньги даются, в том числе, и для того, чтобы люди помогали друг другу.И тогда становится понятной глубинная правота законов Торы. Их цель — не просто, скажем, компенсировать ущерб, если ты виноват, но самим фактом компенсации восстанавливать разрушенный мир.Тогда понятен и последний закон в нашей главе — об отношении к народам, которые жили в Эрец Исраэль до того, как туда вернулись из Египта евреи. В Торе об этом сказано: “Не заключай с ними союза и не признавай их религию… ибо будет тебе это — западней” (гл. 23, ст. 32).Казалось бы, говорить об этом излишне. Ведь в Десяти Заповедях есть запрет служить чужим богам и любым теориям (“измам”) — будь то социализм, сайентизм (когда признают только науку) или индивидуализм. Почему так важно было выделить именно тех богов, которым поклонялись народы, населявшие Страну Израиля?Потому что евреи должны были стать победителями. И побежденные народы могли стать их слугами. А, чтобы слуге было комфортно, хозяин может позволить ему по-прежнему поклоняться его богам — лишь бы работал хорошо. И тут Тора говорит: Принцип устройства мира важнее любых материальных выгод.И теперь нам понятны слова Торы: “это может стать тебе западней”. Да, нужно хорошо относиться к другим людям. Но нельзя допускать распространение выдуманных религий и теорий.Следует ли из этого, что евреи должны воевать с чуждыми им мировоззрениями? Нет, не следует. У себя дома, в своей стране не должно быть места оскорбительному поклонению. Сказано: “…когда приведет тебя Всевышний в Страну…” (гл. 23, ст. 23). А на окружающий мир мы должны влиять, строя на своей земле справедливую жизнь, проявляя настойчивость и упорство в сохранении близости с Творцом. Это — в конце концов, несомненно, приведет Свет Всевышнего в сердца других народов. Автор текста Элиягу Эссас

На веб сайте evrey.com