В Музее современной истории завершается выставка «Известный и неизвестный Наппельбаум». Экспозиция уникальных фотографий будет открыта еще неделю, по 10 мая включительно.

Сотрудничество с популярным в то время иллюстрированным журналом «Солнце России» принесло ему славу «политического фотографа». У Моисея Наппельбаума выходят целые серии фотографий политических деятелей (Спиридонова, Плеханова, Церетели, генерала Корнилова, Луначарского и многих других), депутатов Государственной Думы, групповые портреты отдельных думских фракций.

Зная мастерство Наппельбаума, Луначарский поручает ему сделать фотопортрет В. И. Ленина, который впоследствии стал самым тиражируемым прижизненным образом вождя. 

Одновременно Свердлов поддержал инициативу Наппельбаума создать первое государственное фотоателье, в котором тот получил официальную должность фотографа ВЦИК. 

Он стал первым в стране автором персональной фотовыставки: большинство выставленных работ представляли собой не традиционные портреты, а экспериментальные этюды, фотографии обнаженной натуры, людей в движении. В каталоге к выставке был опубликовал манифест автора о будущем развитии фотографического искусства.

В 1919 г. фотографию ВЦИК переносят в Москву, и Наппельбаум решает жить на два города. В Петрограде он фотографирует обычных людей и творческую интеллигенцию. А его дочери организуют дома что-то вроде поэтического салона вокруг «Цеха поэтов» Николая Гумилева и его молодежного крыла «Звучащая раковина». Позже, особенно после гибели Гумилева, эти вечера стали посещать другие писатели и поэты. Наппельбаум создал портреты всех главных представителей Серебряного века: Блока, Брюсова, Гумилева, Пастернака, Белого, Ахматовой, Мандельштама.

Одновременно с этим он фотографировал государственных деятелей: Ленина, Сталина, Дзержинского, Троцкого, Каменева, Коллонтай.
После 1925 г. Наппельбаум окончательно поселился в Москве. В этот период он делает портреты Горького, Бабеля, Булгакова, Мухиной, Плисецкой, других видных представителей советского искусства.

В 1930-е гг. появляются портреты Сталина, Молотова, Калинина, Орджоникидзе, Куйбышева, летчиков-челюскинцев; заключаются договоры с АН СССР о создании галереи советских ученых, аналогичные договоры – с союзами художников, композиторов и писателей, с театрами (в том числе Большим театром). В это время портреты известных деятелей культуры начинают массово тиражироваться: каждый мог купить изображение любимого писателя или артиста.

В 1935 г. в Москве состоялась вторая персональная выставка Наппельбаума, на которой было представлено около 400 работ. Очень скоро, по понятным причинам, многие из этих портретов исчезнут из широкого доступа, а их негативы будут изъяты или уничтожены. Не сохранился даже каталог.

В период Великой Отечественной войны, будучи в эвакуации в Тбилиси, Наппельбаум создает уникальную серию фотографий деятелей культуры и науки Грузии и Армении. После войны он возвращается в Москву и посвящает себя фотографированию творческой интеллигенции.

Моисей Наппельбаум скончался 13 июня 1958 г.

Выставка создана на основе семейного архива Наппельбаумов.

Источник
http://stmegi.com/posts/88486/beriya-s-porezannym-ukhom-shagal-s-semey-vystavka-izvestnyy-i-neizvestnyy-nappelbaum-v-moskve/»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here