Место в Торе: книга Шемот, гл. 28, ст. 1 — гл. 29, ст. 46.
Почему глава так называется?
По начальным словам: «И ты вели сынам Израиля» (гл. 27, ст. 20).
Вели на иврите — тецаве.
Обсуждение главы Тецаве
1. Моше и после смерти — во главе народа
Мы читаем, что Всевышний обращается к Моше с такими словами: «И ты вели сынам Израиля…» (Шемот, гл. 27, ст. 20).
Тут мы видим, что Всевышний обращается к Моше, не называя его по имени.
Так — не только в приведенной фразе. Во всей главе, вы не встретите упоминаний Моше по имени.
Дело в том, Всевышний, когда был создан золотой телец (об этом — см. к примеру, в обзоре недельной главы Ки Тиса, первый годовой цикл обсуждения) — хотел уничтожить народ Израиля и произвести новый народ от Моше.
Но Моше вступился за своих собратьев. «Тогда и меня сотри из Твоей книги» (Шемот, гл. 32, ст. 32), — с разбитым сердцем произнес он.
Важно, чтобы читатели поняли: то, что не записано в Торе, как будто бы и — не существует. Если Моше не упомянут в Торе, это не значит, что он живет в безвестности. Если о нем не написано в Торе — его как бы нет. Нигде.
Выходит, Моше ради еврейского народа был готов пожертвовать собой.
За это он удостоился руководить сынами Израиля и после своей смерти. Поэтому сказано: «И ты вели сынам Израиля…».
Даже, когда умрешь и больше не будешь упомянут — все равно ты будешь во главе Израиля.
Намек на это содержится в первых двух словах текста нашей недельной главы в оригинале — «Вэ-ата тецаве» (и ты вели).
«Вэ-ата», как написано в Танахе — это аббревиатура начальных букв слов «И душа возвратится к Всевышнему» (Коэлет, в русских текстах нередко — «Экклезиаст»; гл. 12, ст. 7). То есть, даже когда твоя душа вернется к Творцу — ты продолжишь повелевать (тецаве).
Не случайно Всевышний стер имя Моше именно из недельной главы Тецаве. Ведь седьмое адара (день рождения и смерти Моше) — всегда выпадает на ту неделю, когда читают эту главу.
Уточню, что на самом-то деле Всевышний не стер имя Моше из нашей недельной главы, но — сделал присутствие Моше здесь неявным.
Наша недельная глава включает в себя 101 фразу. Гематрия (числовое значение) букв, наполняющих имя Моше (если мы запишем названия букв, составляющих имя Моше, то буквы, добавленные к уже имеющимся будут называться — наполняющими) — тоже равна 101-му.
на основе комментариев рабейну Бехае
(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век),
Роша
(рабейну Ашер бен Йехиэль, конец 13-го – начало 14-го вв.)
и Виленского Гаона
(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)
2. Нет Моше, есть Михаэль
Наша недельная глава начинается словами Всевышнего: «И ты вели сынам Израиля…» (Шемот, гл. 27, ст. 20).
Эти слова адресованы Моше, хотя он здесь и не упомянут. Впрочем, упоминание о нем отсутствует не только здесь (в этой фразе), но и — во всей недельной главе.
Это объясняется тем, что Всевышний стер из нее имя Моше. Причем, Моше сам захотел этого. И этим — спас еврейский народ от уничтожения.
Когда Всевышний в гневе из-за золотого тельца, хотел завершить проект под названием «сыны Израиля» и, вместо него, приступить к созданию нового, который должен был произойти от Моше — Моше выступил против этого.
«Тогда и меня сотри из Твоей книги» (Шемот, гл. 32, ст. 32), — не задумываясь, самоотверженно заявил он.
И Всевышний стер имя Моше из недельной главы Тецаве.
В Мидраше (Ялкут Шимони на книгу пророка Йеhошуа, гл. 5) говорится, что Творец накануне Исхода евреев из Египта — хотел дать Моше в помощь малаха (в условном переводе — «ангела»), малаха по имени Михаэль.
Но Моше отказался принять его помощь. Он настоял, чтобы Всевышний сам, лично возглавил Исход. Как сказано: «Если Ты Сам не пойдешь с нами — не выводи нас отсюда. В чем же выражается милость, которую я обрел — я и народ Твой — если не в том, что Ты сам пойдешь с нами, и будем мы выделены — я и Твой народ — из всех народов земли» (Шемот, гл. 33, ст. 15-16).
После этих слов Моше и Михаэль не могли быть вместе.
И действительно, все время, пока Моше возглавлял народ, малах Михаэль не приближался к нему.
Но вот власть перешла к Йеhошуа (ученику и преемнику Моше). И тут же на сцену выходит Михаэль. Как написано в Танахе: «Сейчас пришел я» (книга пророка Йеhошуа, гл. 5, ст. 4).
Получается так: когда есть Моше — нет Михаэля, есть Михаэль, значит — нет Моше.
Но ведь в нашей недельной главе нет Моше. И согласно этому правилу — в ней должен быть Михаэль.
Где же он?
Постараемся найти его.
В недельной главе Тецаве — 101 фраза. Гематрия (числовое значение) имени Михаэль — 101.
Михаэль, конечно же, не мог появиться в нашей недельной главе явно, не мог быть упомянут прямо. Ведь в ней описываются события периода, когда Моше был еще жив.
Но как только исчезает имя Моше — сразу же начинает проявляться имя Михаэль. Пусть и намеком…
на основе комментария рава Авраама-Йеhошуа Гешеля из Кракова
(автор книги «Ханукат hа-Тора», Польша, 1595-1663 гг.)
Автор текста Мордехай Вейц