Израиль

Место в Торе: Четвертая книга Торы — Бамидбаргл. 13, ст. 1 — гл. 15, ст. 41.

Почему она так называется?

В первых двух фразах главы говорится: “И сказал Всевышний Моше следующее: отправь людей осмотреть Землю Кенаана, которую Я даю сынам Израиля…”. Отправь на иврите — шелах.

Обсуждение главы “Шелах”

Итак, в начале главы мы сразу же узнаем, что Всевышний велел отправить людей в страну Кенаана, которая впоследствии стала Землей Израиля. На разведку.

Постичь внутренние смысловые пласты этого факта необычайно трудно. Чтобы упростить задачу, прежде всего, отметим, что территории, о которых идет речь, изначально, от сотворения мира, назывались Землей Израиля. Они назывались так еще в “мире истины” — в небесных сферах. После потопа, на земле эти территории передали потомкам внука Ноаха — Кенаану, сыну Хама.

Тем самым, потомкам Кенаана, десяти народам, расселившимся на Земле Израиля, предоставили возможность исправить проступок их предков, который заключался в том, что они проявили неуважение к Ноаху, издевались над ним, когда он был беспомощен. В таких проявлениях коренится безбожие.

И только здесь, на этой земле, у них появлялись шансы улучшить свои качества, жить по совести, стать добрыми людьми.

Однако прошло 500 лет, но жители Кенаанской земли не изменили своего поведения. Разнузданность, “хамство” (в данном случае это можно понимать как игру слов, которая имеет реальные основания) — вот что определяло их взаимоотношения. Чаша терпения Небес наполнилась до краев, территории, занятые кенаанцами, были готовы стать Землей Израиля.

Всевышний, разумеется, — Хозяин мира, но в тот момент Он хотел, чтобы все свершилось по справедливости. Кенаанцы потеряли право на предоставленные им земли…

Однако вернемся к разведчикам. Почему и зачем надо было осматривать страну — страну Обетованную, которую Творец обещал дать евреям? Неужели можно было усомниться, что она для нас хороша? Предположим даже, что была необходимость выяснить какие-то подробности, чтобы разработать план ее завоевания. Но ведь по опасной пустыне евреи шли без разведки. Столб дыма днем и огненный — ночью указывал им дорогу.

Но, быть может, веление Творца неправильно понято, и решение оправить разведчиков в страну Кенаан было ошибочным? О чем же тогда говорится в начале нашей главы?..

Попробуем ответить на эти вопросы.

Существует израильская поговорка, очень удачно определяющая ситуацию: “Справедливость должна не только восторжествовать — она должна стать понятной”.

Иначе говоря, недостаточно одного проявления справедливости, нужно еще, чтобы народ это понял.

Земля Израиля не была пустынной, безлюдной и бесхозной. На ней жили весьма многочисленные народы. Сам факт, что на Небесах решили, что ее следует передать евреям, а, стало быть, это — справедливо, еще не означает, что такое решение покажется справедливым “простым смертным”. Ведь, в конце концов, еврейскому народу предстояло сражаться за землю, убивая, изгоняя тех, кто на ней жил. Очевидна ли справедливость задачи?

В своем поведении евреи руководствуются аксиомой, высказанной Творцом: “К справедливой справедливости стремись” (Дварим, гл. 16, ст. 20).

И получается, что с точки зрения абсолютной, Небесной справедливости, нужды в разведке нет. Это у евреев была такая потребность. И в тексте Торы так и сказано. Надо только внимательно вчитаться в оригинал. На иврите, конечно.

Здесь написано: “Шелах леха…”. Не просто шелах — отправь. При переводе на русский язык нюанс, обозначенный вторым словом — леха — пропадает. Но именно в нем — суть, ответ на вопрос. В буквальном переводе леха означает — для тебя, для себя, ради себя. То есть — для реализации своих потребностей.

Дадим теперь новый вариант цитаты: “Отправь (шелах) людей ради своей (леха) потребности…”. С помощью разведчиков евреям важно было понять, будут ли справедливыми их вооруженные действия.

Как Моше выполнил повеление Всевышнего? Какое задание дал он двенадцати разведчикам — представителям всех колен Израиля?..

В стихе 17 глава 13 говорится: “…и сказал им [разведчикам] Моше: поднимитесь по Негеву, и к Горе подниметесь”.

Как мы знаем, евреи в то время находились в пустыне, в той ее части, из которой в страну Кенаан они могли попасть только через Негев. Зачем Моше, а точнее — Тора, это подчеркивает?

Известно, что в Торе каждое слово имеет глубинное значение. Негев — южная часть Израиля. Это не только географическое название, но и символ мудрости.

Отметим попутно, что север символизирует материальность мира, запад — смешение понятий, восток — стремление к поиску.

Теперь мы можем прочесть обращение Моше к разведчикам иначе. Он сказал им: главное — руководствуйтесь в своих оценках не собственными соображениями, но — мудростью Всевышнего (или — Торы).

В тексте написано: “…поднимитесь по Негеву”. И еще одно важное замечание: перед словом “гора” (hа-hар) в цитате стоит определенный артикль (ивритская буква ѓей, которую мы обозначили английской “h” имеет здесь особый смысл).

В своем комментарии великий Учитель рав Яаков бен Ашер (15 век; автор кодекса еврейских законов Арбаа Турим, который был положен в основу Кодекса Шульхан Арух) ссылается на Устную Тору, которая подчеркивает, что выражение “на гору” (эт hа-hар)имеет то же числовое значение, что и слово… Тора(!).

То есть Моше призывал разведчиков подняться до уровня позиций Торы.

Интересно здесь и употребление глагола “подняться”. “Поднимитесь (повелительное наклонение) по Негеву, — говорит разведчикам Моше, — и вы подниметесь (будущее время) к Горе”. Встаньте на путь постижения мудрости Всевышнего, и вы подниметесь к вершинам Торы…

Но что должны были выяснить в Стране Кенаан разведчики, прикладывая усилия в постижении мудрости?..

Моше дает разведчикам обычные, казалось бы, задания: выяснить, что за земля — Страна Кенаан, какие люди ее населяют, какие у них города… Но среди прочего, волнуют его, на первый взгляд, странные вещи. Он, например, просит узнать, есть ли там дерево. Зачем это, уже поручив посмотреть, какая в Кенаане земля, Моше вдруг интересуется таким “пустяком” как дерево?..

Скажем сразу: информация о земле и о дереве тут — самая главная. Что это означает?

В подтексте слов “что за земля” подразумевается, что Моше хочет (ради народа) получить ответ: сохраняются ли на этой земле свойства Кенаана.

Дело в том, что в принципе Кенаан имеет не только отрицательные черты, о которых мы говорили в начале обзора, но и положительный потенциал. В ивритском корне слова кенаан прочитывается, что эти народы способны признать Истину Всевышнего (корень состоит из ивритских букв, которые по-русски графически мы можем изобразить как кхна; они составляют также глагол лешакхнеа — убеждать, заставить признать).

Моше важно было узнать, есть ли еще у кенаанцев шанс признать Всевышнего.

Вот почему Тора начинает главу повелением: “отправь осмотреть Земли Кенаана”. По информации, полученной от разведчиков, Моше предстояло понять, что в характерах жителей Кенаана перевешивает: разнузданность или, пусть скрытая пока, способность приблизиться к Творцу.

Но почему в своем наказе разведчикам Моше так интересуется деревом? Ведь не случайно, разумеется, он ставит задачу узнать про дерево в конце “списка”.

Дерево часто — символ гармоничного, достойного человека. Дерево живет и растет, если у него есть корни и ветви. Если оно нормально развивается, то — дает плоды. Жизнь праведного человека подобна жизни дерева. И если на кенаанской земле живет хоть один достойный представитель рода людского, пусть народ в целом даже не стремится нащупать пути Всевышнего, у евреев нет права завоевывать эту землю.

Моше было известно, что на территории Кенаана жил один достойный человек его поколения по имени Иов. Но что с ним происходило, когда евреи подошли к границам страны, не ведал. Жив он или умер? Ко времени Исхода из Египта Иов уже был человеком весьма почтенных лет.

Забегая немного вперед, скажем: Иов умер. Узнав об этом, Моше в пустыне написал книгу, которая вошла в состав Танаха.

Теперь нам остается лишь выяснить, какие ответы Моше принесли разведчики.

Недаром Моше так настаивал на том, чтобы разведчики поднялись выше житейской, “разумной” мудрости. Их донесение лишь подтверждает его правоту. Читаем: “…Страна — текущая молоком и медом. Но все это — ничто, ибо народ, там живущий силен, народ героический… Не сможем войти в эту страну, он (этот народ) — сильнее нас… И мы в его глазах точно (мелкие)кузнечики…”. (Гл. 13, ст. 27-33; цитируется в сокращении).

Но разве Моше просил разведать, “течет ли молоком и медом земля”? Его интересовали в этой стране сущностные моменты. И ему было важно определить духовный потенциал людей Кенаана.

Разведчики принесли лишь один значимый для него ответ, да и то — не исчерпывающий. Они рассказали о похоронах Иова (об этом написано в Талмуде), но даже не разузнали, есть ли в Канаане люди, подобные ему.

Моше послал на разведку достойных людей. Что же с ними произошло?

“Мы в собственных глазах стали кузнечиками, — сказали они, — и так же выглядели в его (народа Кенаана) глазах…” (Гл. 13, ст. 33). То есть сначала они сами себя так оценили, и тотчас же их самооценка была воспринята другими.

В этом — их трагедия. Та же судьба ждет любое поколение, которое по своей инициативе принижает собственное достоинство.

Нам нельзя забывать, что мы — потомки Авраама, Ицхака и Яакова. Когда мы выполняем Волю Всевышнего — нет границ нашим возможностям.

Автор текста Элиягу Эссас

На сайте evrey.com