Израиль

“Вес” Десяти Заповедей — очевиден. Их сам Творец мира выделил из общего числа 613-ти заповедей, содержащихся в Торе, и еще 7-ми “раввинских” заповедей, позже переданных народу через пророков и их учеников. Их анализом мы и займемся в нашем обозрении.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА “Итро”

Место в Торе: Шемотгл. 18, ст. 1 — гл. 20, ст. 23.

Почему глава так называется?

Первая фраза главы начинается так: “И услышал Итрокоэн (в государстве) Мидьян, тесть Моше все, что сделал Всевышний евреям… ”.

Обсуждение главы Итро

Попробуем сосредоточиться на центральной теме главы. Точнее, на “центре” этой центральной темы. Ведь очевидно, что главное в ней — описание акта Дарования Торы.

Это не сравнимо с передачей книги, написанной человеком, или устно — его мыслей другому человеку. Речь идет об уникальном событии, свершившемся Шестого дня месяца Сиван, 2448-го года от Сотворения мира (летом 1312 года до н.э. — по привычному летоисчислению, на 50-й день после Исхода из Египта), аналогов которому не было ни до этого, ни после.

Суть этого события такова: Творец проявил Волю — передать душам живых людей в этом мире Свою Мудрость, то есть — Тору. Для этого был создан механизм передачи Небесной Супермудрости — через каналы приема информации (зрение, слух, душевные ощущения) — всему еврейскому народу (не одному человеку), всем, кто стоял тогда у горы Синай.

Это и есть центральная тема главы. Но в ней существует и некая “подтема”.

Дело в том, что Дарование Торы происходило на двух уровнях: на явном — все слышали Десять Заповедей и — на “подсознательно-духовном”, то есть евреи получили всю Тору (нечто вроде записи на магнитофонную ленту, в качестве которой выступали здесь верхние этажи души). Употребляемая нами терминология, естественно, очень условна.

Так что “вес” Десяти Заповедей — очевиден. Их сам Творец мира выделил из общего числа 613-ти заповедей, содержащихся в Торе, и еще 7-ми “раввинских” заповедей, позже переданных народу через пророков и их учеников. Их анализом мы и займемся в нашем обозрении.

Для начала дадим их текст — в переводе, с учетом Устной Торы и с необходимыми сокращениями. Они даны в Торе в главе 20, ст. 2-14.

  1. Я — Всевышний, правящий твоей судьбой, котолрый вывел тебя из Земли Египетской, из дома рабства.
  2. Не признавай никакой Силы (божеств, теорий, “измов”), кроме Меня. Не поклоняйся, не служи никому. Ибо Я не отношусь к этому равнодушно (и не потерплю этого).
  3. Не произноси Имени Всевышнего попусту (без необходимости, но только — или обращаясь к Нему в молитве или, когда преподаешь Тору ученикам).
  4. Помни день субботний, возвышая (и выделяя) его. Шесть дней работай и делай всякое дело твое. А в седьмой день — Шаббат (суббота), день — посвященный Всевышнему. Никакой работы (виды запрещенных работ перечислены в Устной Торе) не делай. Ни ты, ни сын твой, ни слуга твой…
  5. Чти отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…
  6. Не убивай (человека, если он не угрожает тебе смертельно опасным насилием).
  7. Не вступай в интимные отношения с замужней женщиной.
  8. Не похищай (другого человека ни по какой причине и не бери его в заложники).
  9. Не свидетельствуй ложно о другом человеке.
  10. Не домогайся (не прилагай никаких усилий, пусть самых “мирных”) дома другого человека, жены другого человека… ничего, что есть у другого человека.

Таковы Десять Заповедей.

Устная Тора говорит, что в них содержится вся Тора — в концентрированном виде.

Отметим несколько моментов, связанных с этим.

Текст Десяти Заповедей начинается с буквы алеф и заканчивается буквой каф. Числовое значение (гематрияалеф-каф равно 21. И равно гематрии Имени Всевышнего Э-ѓ-йе, раскрывающего Его суть как Инициатора Творения.

Всего в Десяти Заповедях — 172 слова, что соответствует гематрии слова Экев (в переводе означает — вследствие).

В них — 620 букв, что равно числу заповедей Торы (613 — в Письменной и 7 — в Устной).

Итак, следствием выполнения 620 заповедей будет постижение Сути, Смысла Творения.

Обратим внимание еще на несколько моментов.

  • Десять Заповедей написаны в форме обращения ко второму лицу единственного числа. Иначе говоря, относятся индивидуально к каждому еврею.
  1. Когда Моше Рабейну находился на горе Синай, заповеди были “записаны” Всевышним на двух каменных скрижалях. По пять — на каждой.Почему? Устная Тора объясняет: первые пять заповедей говорят об отношении человека к Творцу, вторые пять — о взаимоотношениях людей.Что касается заповедей, содержащих указания, как человек должен относиться к окружающим, тут все очевидно. Но в тех, что были “начертаны” на первой скрижали, находим одну (пятую) заповедь, которая по содержанию, казалось бы, больше подходит ко второй группе. Ведь в ней речь идет о почитании родителей.Но всмотримся в глубинный смысл этой заповеди. Родители должны быть передаточным звеном нашей традиции. Поэтому “центральным элементом” уважения, которое дети испытывают к родителям, становится почитание Всевышнего. Ведь в “нормативной” ситуации родители почитают Творца. И если дети по-настоящему глубоко уважают родителей, это приводит их и к почитанию Всевышнего.Но обратим внимание вот на что. Пятой заповеди (о почитании родителей) предшествует заповедь (четвертая), в которой говорится о соблюдении субботы. Поэтому, если родители потребуют, чтобы сын или дочь нарушили субботу, а отказ сделать это назовут “непочитанием”, в ответ сын или дочь должны сказать: “Закон о субботе стоит перед законом о почитании. Потому что он относится не только ко мне, но и к вам. И если вы, родители, не соблюдаете субботу, то в ваших требованиях нарушить ее соблюдение, закон о почитании для меня не действителен”.Подобная ситуация в наши дни — не редкость. Бывает, что сын или дочь в возрасте, скажем, 15, 20 или 30 лет приходят к выводу, что еврейский образ жизни (наиважнейший элемент которого — соблюдение субботы) наполняет существование еврея истинным смыслом. Однако их родители, получив атеистическое воспитание, этого не понимают и в попытках оказать влияние на своих детей, всячески препятствуют соблюдению субботы, цинично используя порой такую мотивацию: мол, сама Тора велит тебе почитать родителей.Поэтому важно, чтобы каждый соблюдающий еврейские традиции еврей знал, что им ответить в таком случае.Однако отметим, что нарушить заповедь о почитании родителей можно только, если это касается соблюдения еврейских традиций. В остальном эта заповедь для детей не отменяется, даже если родители еврейского образа жизни не придерживаются. Во всех случаях запрещается грубо, непочтительно разговаривать с отцом или матерью и т.п.
  2. На иврите слово “убийство” имеет два значения и выражается двумя словами: рецах (убийство преднамеренное, когда убитый не представлял для кого-либо смертельную опасность) и ѓерег (убийство случайное; убийство, в целях самозащиты или защиты другого человека).Шестая заповедь запрещает рецах.
  3. Запрет на интимные отношения с замужней женщиной так же, как убийство, относится к категории разрушения основ устройства мира.Важно отметить, что и отношения с незамужней женщиной имеют свои “рамки” и ограничения. Но эти законы обсуждаются в других плоскостях мира ѓалахи.
  4. Запрет на похищение человека другим человеком находится в той же плоскости, что и убийство, потому что таким образом у человека отнимают свободу, лишая его в определенном смысле жизни.Неточный перевод — “не кради” приводит к неверному пониманию этой заповеди.Тора, естественно, запрещает кражу вещей и денег. Но это тоже — иная плоскость ѓалахи.Практическая разница состоит вот в чем. За кражу человека (скажем, один человек взял другого в заложники) полагается смертная казнь — при соблюдении всех деталей судопроизводства, разумеется.Украв вещь, вор должен вернуть ее и дополнительно выплатить ее стоимость деньгами. То есть вернуть украденное в двойном размере.
  • Лжесвидетельство тоже ставится в один ряд с убийством, ибо оно уничтожает доброе имя человека. То есть является формой “духовного убийства”.
  • И, наконец, десятая Заповедь — “не домогайся…”. Как она оказалась в одном ряду со столь серьезными, разрушающими жизнь запретами?

Одна из граней этой проблемы раскрылась перед советскими евреями, которые жили в СССР с 1917 по 1991 год. Одна из фундаментальных идей советской власти — отмена абсолютной ценности понятия частной собственности. А в результате были убиты десятки миллионов людей.

Как это связано с нашей заповедью?

Тот, кто посягает на нерушимость понятия частной собственности, пытается поставить себя на место Всевышнего, ибо берет на себя роль вершителя судеб. Именно о запрете на это и говорит нам первая Заповедь.

Автор текста Элиягу Эссас на сайте Еврей.ком