Израиль

Вокруг имени Теодора (Биньямина-Зеэва) Герцля (1860-1904) витает множество мифов, и, ставший легендарным, образ его сделался символом сионистского движения.

Родился Герцль в семье состоятельного будапештского торговца. Бросил гимназию, отказавшись общаться с антисемитами-соучениками. Оставил студенческое общество, протестуя против юдофобства однокашников. Ухе будучи доктором права Венского университета, расстался с юриспруденцией, так как, по его словам, «еврей в Австрии никогда не смог бы занять пост судьи». Вскоре Герцль стал известным драматургом, а потом — одним из столпов германоязычной журналистики. Самая влиятельная венская газета, либеральная «Нойе Фрайе прессе», послала его своим корреспондентом в европейскую Мекку — Париж.

Коренной перелом в судьбе этого ассимилированного еврея произошел под влиянием дела Дрейфуса.

Журналист Герцль имел свободный допуск в зал суда. Юрист по образованию, он сразу понял, что обвинения бездоказательны, и увидел предвзятость антисемитского суда.

В эта дни он начал писать книгу «Еврейское государство» — изложение целей сионизма, и в том же, 1896 году она вышла на немецком, английском, французском, русском языках и на иврите.

В ней вы не встретите идей, дотоле неизвестных национальному сознанию, нет там глубины и блеска интеллекта, язык — как в «манифесте», с «венской» игрой слов и прочими «блестками» старой школы, и читать книгу сегодня, по-моему, начисто невозможно неспециалисту. Но зато и невозможно спорить с абсолютным историческим фактом: эта книга кардинально изменила национальное существование миллионов евреев на всех континентах Земли!

Внешне политическая жизнь Герцля тоже кажется нам сплошной цепью провалов. Встречи с еврейскими миллионерами Ротшильдом и Гиршем завершились отказом от их сотрудничества с Герцлем.

Германский кайзер, побеседовав с ним, ничего в его идеях не понял; османский султан в «чартере на Палестину» отказал; русские министры Витте и Плеве ничего для сионизма не сделали; английский кабинет, обещав дать Уганду в качестве временного еврейского убежища, в конце тоже отказал… А созданная Герцлем Всемирная сионистская организация фактически: отказала своему вождю в доверии!

Он скоропостижно скончался в возрасте 44 лет, морально этим крахом надломленный, и вскоре после его смерти руководителями ВСО стали его противники, главные оппоненты.

И все-таки все и всегда знали, что Герцль — основоположник того движения, которое через несколько десятков лет создало первое за два тысячелетия еврейское национальное государство и изменило судьбу нашего народа. Как, подобный удивительный парадокс стал возможым? Герцль стал, что называется, нужным человеком в нужном месте- блестящим журналистом, стремившимся к известности и опытным в обращении с общественностью. Самые его недостатки: поверхностность, беглость и легкость мыслей, любовь к внешнему блеску- эти цилиндр и фрак, торжественные церемонии открытий и пр. — выглядели именно достоинствами в виртуозной кампании этого подлинного мастера “паблик релейшенз” — человека наступившей эпохи — ХХ века!

Он сумел выставить свою идею в центр мировых прожекторов, он провел сионизм с задворок провинциальных еврейских газет в фокус мировой политики, вытащил тему глубоких и проникновенных диспутов десятка просвещенных (и безработных) интеллектуалов в центр международной политической арены. Пусть его не послушали — но его услышали.

Пусть отказали в поддержке — но о нем постоянно помнили, его организацию мировые политики держали в уме в их будущих расчетах. Он дал еврейскому народу самое важное оружие из тех, с помощью которых этот народ завоевал свою свободу и право решать судьбу — умение использовать мировое общественное мнение. Умение играть на противоречиях и амбициях великих держав, чтобы получить свое место под солнцем.

Народ, лишенный экономической и политической мощи, получил из рук Герцля новый для его истории и важнейший навык — умение мобилизовывать свои духовные ресурсы и с их помощью привлекать на свою сторону могущественных союзников.

После его смерти Жаботинский писал: «И днем конца 6ыл день его расцвета, и грянул гром, и песня недопета, но за него мы песню допоем”

Прах провозвестника еврейского государства спустя десятилетия перевезли из Вены в «вымечтанный» им и осуществившийся в жизни «Альтнойланд» (Старую Новую страну) — Израиль. Он похоронен в Иерусалиме. 14 августа 1949 года его прах , покоившийся до того в Вене, согласно завещанию Теодора, был перезахоронен в Иерусалиме. В последствии недалеко от его могилы был построен музей Герцля и день его смерти (по еврейскому календарю 20-й день месяца таммуз) отмечается теперь в Израиле как национальный день его памяти.

Михаил Хейфец на сайте shofar7.com