Тамуз – четвертый месяц из двенадцати месяцев еврейского календаря.
С месяца тамуз начинается лето. Три месяца лета — тамуз, ав и элул — соответствуют трем коленам лагерей Рувена, Шимона и Гада, которые располагались на юге во время передвижения евреев в пустыне.
Тамуз – месяц греха Золотого тельца, создание которого привело к тому, что Моше разбил Скрижали Завета. 17 Тамуза начинаются три недели (до 9-го ава), в течение которых мы вспоминаем о разрушении Священного Храма в Иерусалиме.
В этом месяце Моше послал разведчиков, чтобы они обследовали землю Израиля, а потом рассказали о ней всему еврейскому народу. Они вернулись 9-го ава и объявили, что эту землю невозможно захватить, тем самым, продемонстрировав отсутствие достаточной веры.
Согласно «Сефер Иецира», каждому месяцу еврейского года соответствует буква еврейского алфавита, знак зодиака, одно из двенадцати колен Израиля, чувство и орган человеческого тела.
Месяцу тамуз соответствуют: Буква: « хет »; Знак зодиака (мазаль): рак (сартан); Колено: Рувена; Чувство: зрение; Часть тела: правая рука;
Буква: « хет »
Форма буквы «хет» (ח)состоит из двух предыдущих букв еврейского алфавита – «вав» (ו) и «заин» (ז). Они соответствуют двум предыдущим месяцам — ияр и сиван — и соединены сверху тонким «мостиком». По отношению к чувству зрения форма буквы «хет» как бы отображает движущийся духовный свет, который льется из наших глаз («вав»), и физический свет, который возвращается от объекта, и который мы видим нашими глазами («заин»).
Слово «тамуз» состоит из двух слогов: первый звучит на иврите как «там» и обозначает «соединять вместе», «завершать», второй слог образуют буквы «вав» и «заин», составляющие вместе «хет».
Знак зодиака: рак
Однокоренное с «сартаном» слово «серет» переводится с иврита как визуальная «полоса» или (на современном иврите) фильм. Духовное ощущение зрения в месяце тамуз – способность «видеть материальный мир насквозь», чтобы созерцать Б-жественный источник. В соответствии с этим, слово «сартан» понимается как состоящее из двух частей: «сар» и «тан» – буквально «убрать тело» (чтобы открыть душу), а именно убрать внешнюю оболочку реальности (при помощи силы концентрации зрения), чтобы распознать скрытый «плод» реальности и жизненную силу.
Колено: Рувена
Имя Рувен происходит от корня слова «видеть», отсюда чувство тамуза – зрение. Драгоценный камень одем, (ивр. «красный») в нагрудной пластине первосвященника – рубин (от имени Рувен) – самый заметный для глаза камень из-за ярко-красного цвета.
Красный – самый соблазнительный цвет, который символизирует либо падение человека (на иврите одем – «красный», пишется также, как и адам – «человек»), как в случае с грехом создания Золотого (красного) тельца, или полное возрождение и исправление человека, то есть приход Мошиаха.
Чувство: зрение
Лето (время года тамуза) – «праздник» для глаз. В это время человек должен беречь свои глаза, чтобы видеть только хорошее (в мире в целом, в своем ближнем, в частности) и благое. Способность охранять зрение и сосредотачиваться на том, что нужно видеть, – исправление чувства зрения.
В конце благословения Израиля Моше сказал: «бетах бадад эйн Яаков», т.е. «несомненно, глаз Яакова одинок (Второзаконие 33:28). Слово «бетах», «несомненно», является акронимом трех слов: «браха», «тов», «хаим» ,означающих «благословение добра и жизни». Это и есть три основных точки возрожденного зрения, как сказано: «Смотри, сегодня я даю тебе благословение и проклятие. Благословение …» (Второзаконие 11:26), и, соответственно: «Смотри, я тебе дал сегодня жизнь и благо, и смерть и зло…и ты должен выбрать жизнь» (Второзаконие 30:15-19).
Поэтому человек должен тренировать свое зрение — как духовное, так и физическое, — чтобы видеть только внутренний положительный уровень реальности, а не сосредотачиваться на её негативной внешней оболочке.
Вот что означают фраза «несомненно, глаз Яакова одинок». Чувство еврейского глаза («глаза Яакова») — видеть только то, что несомненно является Благословением Вс-вышнего, добром и жизнью.
Часть тела: правая рука
Сама правая рука и, в частности, указательный палец служат для того, чтобы указывать направление и сосредотачивать зрение.
При чтении свитка Торы есть обычай — указывать на каждое слово серебряным «пальцем». Также есть обычай — показывать знаки правой рукой, чтобы отмечать нюансы распева для того, кто читает Тору. Жених надевает обручальное кольцо на указательный палец правой руки невесты. Это возвышает пару на уровень «моего голубя» (Песнь Песней 5:2) и является ярким проявлением любви, передающимся через беспрестанное созерцание глаз друг друга: глаза становятся красными, как рубин – «глаза твои – голуби» (Песнь Песней 5:2).
Материал портала jecu.org.ua