Место в Торе: Книга Берешит, гл. 41, ст. 1 — гл. 44, ст. 17.
В первой фразе главы сказано: “И было по завершению двух лет, фараону снится сон….”.
По завершению на иврите — микец.
Обсуждение главы Микец
Как видим, и наша глава не оставляет тему снов (см. на сайте предыдущую главу — Вайешев).
В конце предыдущей недельной главы речь шла о двух снах. Один из них снился начальнику производства вина при дворе фараона, другой — “заведующему” дворцовой пекарни.
О двух снах говорится и в начале предыдущей недельной главы. Это — сны Йосефа.
Наша недельная глава начинается с рассказа о двух снах фараона. Однако перед тем, как мы скажем об их содержании, зададим себе несколько вопросов: есть ли у этих снов общие черты, почему их подробное описание приводится именно в этом месте Торы?
Здесь нам важно знать, что таким образом Тора раскрывает нам, что все, что произойдет с домом Яакова, — переход из Эрец Исраэль в Египет, порабощение, а затем — Исход — часть Космического Плана Творения. До всех событий эта составляющая устройства мира была “впечатана” в духовные миры, что и приоткрыто нам через сны.
Отметим, что все шесть снов приснились “ради Йосефа”, ибо явились “дорожными указателями” на его удивительном пути. Пути человека, на долю которого выпала реализация исключительной миссии — зарядить остальных сыновей Яакова (а через них — всех сыновей еврейского народа на все времена) потенциалом особой мудрости.
В конце предыдущей главы говорилось о том, как Йосеф, заключенный в египетскую тюрьму, расшифровывал сны двух начальников служб фараона. Одному из них приснилась виноградная лоза, а на ней — три ветви. И вот появились почки, зацвела лоза, и созрел на ней виноград в гроздьях. И выжимает он в своем сне виноград в чашу фараона и подает ему…
Расшифровав сон, Йосеф сообщил начальнику производства вина, что его ждет скорое освобождение и возвращение во дворец.
Но и сам Йосеф получил в этом сне сообщение. Виноградная лоза — это “еврейская идея”. Три ветви — Авраам, Ицхак и Яаков. Почки — сыновья Яакова. Они выросли, и их дети будут “выжаты” в рабстве и переданы в руки фараона. Йосефу показали, на чтоон идет, готовя почву для Дома Яакова в Египте. Он должен был заранее узнать, что евреев в галуте ждут в Египте не наслаждения богатством и достижениями в галуте, но — станут они словно выжатый сок…
Чем евреи заслужили этот горький галут? Какова роль Йосефа, если, вернувшись во дворец фараона после своего освобождения из тюрьмы, он готовит почву для трагедии?
Об этом предыдущая глава говорит в следующем сне.
Приснилось пекарю, будто на его голове – три плетеные корзины. В верхней – всевозможная выпечка для фараона. И вот птицы склевывают ее…
Йосеф сказал пекарю, что через три дня он лишится головы – его повесят.
Но какую информацию дал сон самому Йосефу?
Корзина на иврите — саль (самех, ламед; числовое значение – 90). Всего корзин – три. Получаем число 270. То же числовое значение (гематрия) и у слова ра — зло.
Всевозможные выпечные изделия для фараона — это “продукция” существовавших при фараоне духовных школ. Всяческие “измы”, теории, противопоставленные Всевышнему. К сожалению, и евреи тоже были “задеты” этими “измами”, что в какой-то степени и предопределило галут.
Напомним, что слово фараон на иврите — паро. И если прочитать его слева направо, получится — ореф (затылок, тыловая сторона, обращенная назад).
Что за птица должна “склевать” эти “измы”?
Птица на иврите — оф (аин, вав, пэй). Числовое значение слова – 156. В точности, как и числовое значение имени — Йосеф.
Находясь в Египте, Йосефу предстояло не только подготовить для Дома Яакова материальную почву, но и показать египтянам, что их “измы” – не пища для человека. И укрепить в этом своих братьев (которые, естественно, это знали), оставив след в их душах на все поколения.
Теперь мы переходим к нашей главе, которая рассказывает о двух снах фараона.
В первом сне увидел фараон, что семь коров выходят из реки Нил – “хорошие видом и здоровые телом”. И пасутся в тростниковых зарослях у воды… За ними выходят семь других коров – “плохие видом и худые телом”. И становятся рядом, на берегу реки Нил. И съели “худые” коровы “хороших, здоровых” коров…
И увидел фараон второй сон. На одном стебле выросли семь колосьев – “здоровых и хороших”. Но вырастают за ними семь других – тощих, опаленных восточным ветром. И проглотили тощие колосья семь здоровых…
Мы знаем, как Йосеф расшифровал эти сны. Семь здоровых, тучных коров и колосьев – семь урожайных лет. Семь тощих коров и колосьев – семь лет голодных… И вот дает Йосеф совет мудрецам: распорядиться урожаем хороших лет так, чтобы оставить запасы для Египта на голодные годы.
Так он фактически стал правителем Египта (по сегодняшним меркам – премьер-министром страны). Но нам важнее узнать, что сны фараона сказали Йосефу…
Сразу отметим, что Йосеф не просто услышал пересказ снов от фараона. Пророческим образом он увидел их содержание в “оригинале”. Ведь фараон, рассказывая, кое-что изменил. Не сообщил как раз то, что важно было знать Йосефу. Но Йосефа это не смутило.
Кстати сказать, вообще фараон (как свидетельствует Устная Тора, в историях и с Йосефом и с Моше – более чем через 200 лет – в высоких мирах “фигурирует” один и тот же фараон) вел себя в каком-то смысле “по-боевому”, упорно гнул свою линию, пытаясь доказать, что духовных миров не много (1-2, кроме уровня снов), что эти миры – тоже материальны, но просто они – “тоньше” нашего мира.
Фараон не признавал Всевышнего, Творца и Абсолютного Хозяина мира. Хозяином, вершителем судеб он считал самого себя.
При этом фараон был человеком совсем непростым. Его характеризовала двойственность натуры, в духовном смысле – любознательность. В его душе было что-то возвышенное. Отсюда, с одной стороны – проявление его упорного, всем его видом демонстрируемого, презрения к словам Моше Рабейну (об этом мы прочтем в Торе через месяц); до этого – настойчивое “нежелание слышать” слова Йосефа о Всевышнем; потом — зверское, жесточайшее обращение с потомками Йосефа и его братьев. С другой – его неподдельный интерес к истинно-духовному. И Йосефу и Моше он предоставил возможность доказывать своюправоту перед жрецами Египта – великими манипуляторами духовными явлениями. Только потом, уже в момент погружения в пучины Красного моря, в последний момент его жизни, фараону было дано постичь Присутствие Творца. И поэтому наши Учителя в Талмуде (трактат Сангедрин) обсуждают весьма неочевидную проблему: есть ли у души фараона удел в будущем мире. Иначе говоря: вернется ли его душа в этот мир в конце времен.
Но вернемся к снам фараона и посмотрим, что Йосеф смог прочесть в них для себя (и для нас).
Уже в самом начале во сне фараона Йосеф увидел неожиданный момент.
В тексте Торы река Нил называется словом йеор. Оно означает – канал, по которому течет вода для орошения. Отметим важную деталь: из всех рек только Нил называется так, да еще – с определенным артиклем (при переводе на русский язык в этом случае мы написали бы слово с большой буквы). То есть речь идет об исключительном канале, который питает отдельные, частные каналы.
Однако в Торе для обозначения древней реки Нил есть еще одно название. В начале книги Берешит в описании процесса Творения мира, точнее – в описании появления структур единого духовного мира, сказано: “И река выходит из (особого этажа духовных миров, называемого -) Эден, с тем, чтобы дать воду, оросить (пространство на этом этаже, называемом -) Ган, и оттуда (спускаясь на более низкий этаж), разделяется на четыре главные реки… Имя одной из них – “Пишон” (гл. 2, ст. 10-11).
Устная Тора сообщает, что Пишон — это Небесное, сущностное имя реки Нил.
Что же увидел Йосеф?
Во-первых, вспомним, что смысл слова фараон (на иврите) раскрывается, если прочесть его наоборот (орэф — см. выше в нашем обозрении). И, следовательно, для него естественно стремление прочесть наоборот и слово йеор. Получается — реийа, что означает – постижение (присутствия Творца при посещении Храма).
Фараон хочет постичь Высшую Суть, но – боится. Боится, что уже не сможет считать себя хозяином мира. Его трусость выражена в пересказе сна. Написано в Торе: “И вот, стоит фараон рядом с Йеором…”. Так сказано об его сне. Но Йосефу фараон говорит: “И вот стою я у берега Йеора…” (гл. 41, ст. 17).
Во сне – совсем рядом (постигая, в контакте), а в пересказе – у берега. Близко, но все же – на некотором расстоянии. Так фараон проявляет осторожность.
Йосеф увидел все так, как “показывали” во сне. И понял, что фараон сможет постичь Высшую Истину. Контрапунктом процесса, в котором еврейский народ (при переходе через Красное море) принял Истину.
И еще открылось ему, что речь пойдет о духовных усилиях на том этаже, где произошло разделение рек (на четыре главных реки).
Разделение – корень зла, беды. И Йосефу придется это преодолеть. Объединить братьев – вот что станет его задачей. Об этом скажет и второй сон фараона…
Теперь – о коровах. В Торе сказано, что они были “красивые на вид и здоровые телом”. Факт, что коровы – красивы, понятен и вполне обычен. Но почему написано здесь — здоровые?.. Так в большинстве случаев не говорят. Скорее отметили бы – тучные.
На иврите здоровый — бари. В женском роде — берия. Как и слово — Творение. Речь, следовательно, идет о Космическом Плане, о Творении, где все красиво.
Число семь (коров) означает, как всегда, – цель. Стало быть, Йосеф – на верном пути. Как и хотел его отец – Яаков, названный по контексту – Исраэль (гл. 37, ст. 3 – “А Исраэль любил Йосефа”; см. на сайте обозрение главы Вайешев), Йосеф движется по пути реализации Космического Плана.
Но что это за “семь коров, плохих видом и худых телом”, как сказано в Торе? О них, как можно было бы ожидать, не говорится – “нездоровые телом”. И об их “некрасивости” упоминания нет. Главное, что они – “плохие”. На иврите плохие — раот (мн. число от слова ра — зло). То есть плохие потому, что Великая река, разделившись на четыре реки, перешла на этаж ниже, где нет той красоты, что сопутствует процессу Творения. На этом, более низком этаже выстраивается наш мир. И это называется – переход из мира берия в мир йецира. И здесь, соответственно, появляется зло.
Кстати, глагол, употребленный при описании создания (а не сотворения) человека восходит к общему со словом йецира корню (гл. 2, ст. 7). Тогда же в душе человека образовался потенциал (корень) стремления и к добру и ко злу.
Йосеф увидел, что конкретно его работа будет состоять в том, чтобы нейтрализовать “плохих” коров, не дать им съесть “хороших”. Ему предначертано заложить основы исправления мира (на иврите — тикун олам); объединить братьев, исправить их и довести до совершенства. И тогда в наших душах, в душах их потомков, на все времена останется потенциал совершенства и гармонии, что означает, что в любом поколении, в любой момент, теоретически мы будем готовы к его реализации (есть, что реализовать!).
Маленькая деталь. Пересказывая сон, фараон и здесь сознательно исказил его содержание. Он снова струсил. Йосефу он сообщил не о “тощих” коровах (у которых мало мяса), а – по оригиналу, о “пустых плотью” (гл. 41, ст. 19). Фараон не хочет видеть в мирейецира даже шанс на возвращение к Всевышнему. Нет плоти на коровах — и все. Нет надежды, нет высшего добра… Только он, фараон (от слова орэф — см. выше) будет тогда хозяином.
А теперь – о втором сне фараона. В нем тоже фигурирует цифра семь. И мы уже знаем, почему. Только речь идет – о колосьях.
Но что означает эта аллегория: семь колосьев, здоровых (опять – здоровых!) и хороших, вырастают на одном стебле (гл. 41, ст. 5)?
Йосеф прочел здесь подтверждение расшифровки первого сна: семь колосьев на одном стебле символизируют цель, проистекающую от одного корня – символа Воли “Одного” – Всевышнего.
Однако возникает вопрос: почему Йосефу (и нам) было так важно понять, что “плохие” колосья появились тоже по Его Воле. Ведь в окружающем нас мире бытует представление, что есть некая “автономная сила”, “подкачивающая” зло в наш мир…
Число семь (коров) означает, как всегда, – цель. Стало быть, Йосеф – на верном пути. Как и хотел его отец – Яаков, названный по контексту – Исраэль (гл. 37, ст. 3 – “А Исраэль любил Йосефа”; см. на сайте обозрение главы Вайешев), Йосеф движется по пути реализации Космического Плана.
Но что это за “семь коров, плохих видом и худых телом”, как сказано в Торе? О них, как можно было бы ожидать, не говорится – “нездоровые телом”. И об их “некрасивости” упоминания нет. Главное, что они – “плохие”. На иврите плохие — раот (мн. число от слова ра — зло). То есть плохие потому, что Великая река, разделившись на четыре реки, перешла на этаж ниже, где нет той красоты, что сопутствует процессу Творения. На этом, более низком этаже выстраивается наш мир. И это называется – переход из мира берия в мир йецира. И здесь, соответственно, появляется зло.
Кстати, глагол, употребленный при описании создания (а не сотворения) человека восходит к общему со словом йецира корню (гл. 2, ст. 7). Тогда же в душе человека образовался потенциал (корень) стремления и к добру и ко злу.
Йосеф увидел, что конкретно его работа будет состоять в том, чтобы нейтрализовать “плохих” коров, не дать им съесть “хороших”. Ему предначертано заложить основы исправления мира (на иврите — тикун олам); объединить братьев, исправить их и довести до совершенства. И тогда в наших душах, в душах их потомков, на все времена останется потенциал совершенства и гармонии, что означает, что в любом поколении, в любой момент, теоретически мы будем готовы к его реализации (есть, что реализовать!).
Маленькая деталь. Пересказывая сон, фараон и здесь сознательно исказил его содержание. Он снова струсил. Йосефу он сообщил не о “тощих” коровах (у которых мало мяса), а – по оригиналу, о “пустых плотью” (гл. 41, ст. 19). Фараон не хочет видеть в мирейецира даже шанс на возвращение к Всевышнему. Нет плоти на коровах — и все. Нет надежды, нет высшего добра… Только он, фараон (от слова орэф — см. выше) будет тогда хозяином.
А теперь – о втором сне фараона. В нем тоже фигурирует цифра семь. И мы уже знаем, почему. Только речь идет – о колосьях.
Но что означает эта аллегория: семь колосьев, здоровых (опять – здоровых!) и хороших, вырастают на одном стебле (гл. 41, ст. 5)?
Йосеф прочел здесь подтверждение расшифровки первого сна: семь колосьев на одном стебле символизируют цель, проистекающую от одного корня – символа Воли “Одного” – Всевышнего.
Однако возникает вопрос: почему Йосефу (и нам) было так важно понять, что “плохие” колосья появились тоже по Его Воле. Ведь в окружающем нас мире бытует представление, что есть некая “автономная сила”, “подкачивающая” зло в наш мир…
“Плохие” колосья обозначены в Торе (в описании сна фараона) как “тощие и опаленные восточным ветром”. Почему тощие – понятно. В мире йецира нет ощущения абсолютного добра, оно уменьшается, становится “тощим”. И это – результат воздействия “восточного ветра”. На иврите он называется кадим (от ивритского слова кедем — раньше, до этого). Мир йецира не стал плохим, потому что есть автономный источник зла. Так было задумано раньше, “до этого”. Такова необходимость, предусмотренная Космическим Планом. Это – прозрачно и ясно (кстати, так перевел Онкелос слово “опаленные”).
А фараон, как всегда, — выдерживает стиль. Пересказывая Йосефу свой второй сон, он говорит, что колосья “засохли, как безжизненные деревья, без коры” (гл. 41, ст. 23; в переводе учтен комментарий Раши). Как и раньше, фараон не желает допустить надежду в наш мир. Недаром появилось выражение: “Оставь надежду всяк сюда входящий”. Ассоциативно это – о нашем мире.
Толкуя сон фараону, Йосеф проигнорировал изменения, которые тот внес в свой пересказ. И этим продемонстрировал фараону его слабость. И подчеркнул – для фараона, для себя, для нас: “у обоих снов – одна и та же суть” (гл. 41, ст. 25-27).
И вот начался процесс реализации Плана.
На уровне египтян это выразилось в сборе и экономии богатства. Чтобы увидели они – от Всевышнего, через Йосефа, приходит им это: “То, что Всевышний делает – показал фараону” (гл. 41, ст. 28). То есть попытался доказать: все, что произойдет – от Всевышнего. И никакие другие силы – скажем, боги добра и зла – тут не при чем.
На уровне еврейского строительства – Йосефу предстоит жесткими мерами “свести братьев в один сноп” (см. на сайте — обозрение предыдущей недельной главы; где говорится о снах Йосефа). Не “раздавить” их, но – показать, что они – “звезды”, однако должны склониться перед Волей Всевышнего (см. там же).
Это разъясняет дальнейшее содержание главы. Объясняет, почему Йосеф, увидев братьев, усилием сдержал себя и не раскрылся. Мы понимаем, почему он оставил заложником одного из братьев (Шимона). Чтобы посмотреть, придут ли остальные за ним, несмотря на то, что их подстерегала, как им казалось, опасность.
Понятно и то, почему и как Йосеф помогает Йегуде, которому необходимо было выпестовать в себе качества царя. Йосеф подталкивает его к решительным действиям. И Иегуда говорит отцу: “Я собой гарантирую (возвращение брата). С меня ты взыщешь” (гл. 43, ст. 9). Только так еврейский царь может предстать перед Всевышним: собой он отвечает за все и за всех. За каждого брата (а не “подданного”). Завершение описания процесса формирования личности Иегуды (глобально – каждого еврея; недаром еврей называется иегуди) мы найдем в следующей главе.
А сейчас нам остается лишь добавить несколько слов о “хороших видом и здоровых телом” коровах. Они паслись, как уже сказано, в “тростниковых зарослях у воды”. На иврите это длинное выражение обозначается одним словом — аху. И у этого слова тот же корень, что и у слова ахва — братство.
В мире брия нет разделения. Туда, в этот мир, поднимает Йосеф и себя и своих братьев.
И еще: о реке Йеор.
Говорится об этом не только в Торе. Упоминание о реке Йеор мы находим и в книге Даниэля (пророческая книга в Танахе). И именно в том месте, где Творец через Даниэля передает “сведения” о завершении процесса тикун олам и переходе в седьмое тысячелетие. До завершения тикун олам эта информация останется зашифрованной. Но у Даниэля она уже записана. И мы читаем: “И посмотрел я, Даниэль, и вот – стоят двое других (малахим — см. на сайте обозрение глава Ваишлах), один – здесь, на берегу реки, а другой – на том берегу реки. И сказал один из них – другому (третьему, тоже малаху, отвечающему за реализацию Плана)… “Когда (наступит) конец непонятности мира?… И услышал я (Даниэль) как… тот, стоявший над водами реки… поклялся (Космическим Планом), что к сроку…” (Даниэль, гл. 12, ст. 5-2).
Оставим на этом месте книгу Даниэля и скажем другое. Нас уже совершенно не удивит, что в книге Даниэля река называется необычно — Йеор. Два малаха стоят на обоих берегах реки и говорят с тем (малахом), кто – над водой. Он, этот малах, объединит два берега этой реки (о сущности реки Йеор — см. выше), символизирующей разделение. Это и станет завершением Космического Плана — реализацией всех шести снов.
Автор текста Элиягу Эссас на сайте Еврей.ком