Место в Торе:Бамидбар, гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 32.Почему она так называется?
В первой фразе главы говорится: “И отделился Корах, сын Ицара, сына Кеата, сына Леви…”.
Обсуждение главы “Корах”
Удивительно устроен человек… После Исхода из Египта прошло чуть больше года. В памяти народа Израиля еще свежи воспоминания о чудесах, которые явил ему Всевышний. Египту нанесены десять ударов, существо которых никакими естественными причинами не объяснишь. Потом это невероятное событие, когда перед евреями расступилось Красное море. Дарована Тора. А история с двенадцатью разведчиками (об этом говорилось в прошлой недельной главе)?.. В ней и в том, что произошло впоследствии, со всей очевидностью проявилась воля Всевышнего. В конкретной ситуации Творец продемонстрировал систему “награда и наказание”, и все увидели, Кто управляет миром — вплоть до мельчайших деталей. Сомнений, казалось бы, не оставалось.
Но нет. Что-то все же не укладывается в человеческой голове. И дело совсем не в том, что он не в состоянии верить в явное чудо.
Люди увидели, Кто управляет вселенной. Но… В процессе познания действительности человек выстраивает определенную картину мира. Не обязательно — сухую и рациональную. Анализируя и объединяя отдельные элементы жизненных впечатлений, в том числе, за неимением другого слова, скажем — религиозные, каждый человек(подчеркнем: каждый) создает собственную систему ценностей, собственное мировоззрение.
И возникает, точнее, может возникнуть, проблема. Обусловленные “частным” мировоззрением индивидуума представления о мире (в том числе и о том, что такое “хорошо” и что такое “плохо”) могут столкнуться с проявлением “нелогичной”, на его взгляд, не укладывающейся в им самим созданную картину реальности, Воли Творца.
Рассматривая такую вероятность, мы не имеем в виду ситуацию, когда человек явственно слышит обращающийся к нему голос Творца. Это в истории человечества, начиная с времен Адама, происходило достаточно редко. А после разрушения Первого Храма и по сей день — вообще не случается.
Конечно же, к выраженной Голосом Воле Всевышнего нельзя не прислушаться. Ее воспринимало бы большинство людей. Однако мы, также, как наши пра и пра-прадеды, лишены такой возможности. И узнаем, какова Воля Творца, не с Его Голоса, а из Торы в комплексе с углубленными разъяснениями наших Учителей.
Что требуется от человека, как он должен вести себя, если логика его мировоззрения вступает в противоречие с концепциями и законами Торы?
Ответ — прост. И в то же время — достаточно сложен…
Ответ на вопрос, что следует делать, можно выразить одной фразой. Об этом говорится в Талмуде, в конце трактатаМакот (лист 24).
Всего в Торе 613 заповедей. Царь Давид сформулировал одиннадцать принципов, на которых они основаны (Гемара описывает эти принципы). Пророк Иешаягу свел их к шести принципам (все шесть анализируются Гемарой). После этого пророк Миха свел их к трем (Гемара дает их анализ)… Но вот пришло время пророка Хавакука, и он все свел к одному принципу: “Праведный человек живет (безграничной) верой”. Эта фраза приведена в книге Хавакука (Танах, гл. 2, ст. 4).
Что имеет в виду Талмуд? Речь, естественно, не идет о вере “обычного накала”. Человека, который просто верит в Творца, пророк не назвал бы — цадик (праведник). Нет, здесь говорится о вере “высочайшего напряжения”, когда индивидуальная картина мира сталкивается со Словом Всевышнего. Вот тут-то, “на пике”, и проверяются по-настоящему человеческие помыслы.
Именно о такого рода проверке и рассказывает наша глава.
Корах — двоюродный брат Моше. Высокого уровня интеллектуал, он занимал высочайшее положение в обществе. Однако…
В начале нашей главы говорит Тора, что Корах собрал высокопоставленных представителей народа Израиля, среди которых было несколько авторитетнейших людей из колена Реувена (всего — 250 человек). И предстал перед Моше и Аароном.
“Полно вам! — сказал он им. — Все общество (весь народ) — люди, возвышенные Творцом. И почему вы — во главе народа?”.
Простой и, казалось бы, справедливый вопрос. Что же ответил Моше?
Тора сообщает: “И услышал Моше и пал на лицо свое” (гл. 16, ст. 4).
Почему Моше не стал возражать, почему не привел в ответ какие-то аргументы, чтобы убедить Кораха, его единомышленников и присутствующий при этом народ в том, что существующий порядок естественен?..
Моше не ответил, потому что Корах был… прав.
Конечно же, это звучит весьма неожиданно. Чтобы понять, почему это так, обратимся к Устной Торе. В ней дана развернутая картина происходящего.
Корах отлично подготовился к атаке на Моше. Свои аргументы он почерпнул из тех же законов Торы, которые Моше, получив от Всевышнего, передал народу Израиля (см. текст Торы, конец предыдущей главы).
Предметом для обсуждения стала для Кораха заповедь о цицит — кистях, которые каждый еврейский мужчина должен прикреплять к одежде, к каждому из четырех ее углов.
Отметим, четыре угла, четыре края одежды — принципиальная для исполнения заповеди деталь. Современная мужская одежда (рубашка, пиджак) четырех углов не имеет. Поэтому к ним не прикрепляют цицит. И еще одна подробность. Из восьми нитей каждой кисти две должны быть синего цвета — независимо от цвета и качества одежды, к которой они прикреплены. Синий цвет должен напоминать о Небе.
Теперь вернемся к Кораху и его аргументам.
Если вся одежда синего цвета, что, так или иначе, напоминает о Небе, нужны ли синие нити в цицит? — спрашивает Корах. — Что они добавляют?
И отвечает на собственный вопрос: они теряют всякий смысл.
Это — “подвох”, рассчитанный на то, чтобы подорвать репутацию Моше.
А вот Моше утверждает, — развивает свою мысль Корах, — что, даже если одежда синяя, все равно необходимы синие нити в цицит. Разве это логично?..
В том же духе, пользуясь “железной логикой”, Корах “развенчал” перед присутствующими целый ряд положений других заповедей. И всякий раз выходило, что Моше “несет какую-то чушь”.
Классический пример хорошо известной нам демагогии о равенстве всех людей на земле и т.п.
Моше не смог дать подобающий ответ, потому что, в рамках системы аксиом, порожденной человеческой логикой, Кораху не возразишь. Но истина открывается в другой плоскости.
Написано в Торе: “И сказал (Моше) Кораху и всем сподвижникам его — завтра утром известит Всевышний, кто Его и кто возвышен… и кого Он изберет” (гл. 16, ст. 5).
Что означают эти слова?
Русский перевод, к сожалению, не передает глубинную суть фразы. На иврите слово бокер (утро) в написании состоит из трех букв: б, к, р, в свою очередь, служащих начальными буквами слов, смысл которых — исследовать, уяснять, придти к ясности.
Антоним слова “утро” — слово “вечер”. На иврите — эрев. Его корень из букв э, р, в, составляет словесную группу, смысл которой — смешение, путаница, неясность.
Теперь, по крайней мере, понятно, почему Моше сказал — “утром…”. И никаких доводов не привел, потому что увидел: толпа перед ним заражена одной болезнью, главный симптом которой — низведение сущности Творца до собственного уровня.
Моше сознавал, что только выведя спор из круга выдуманных, пусть даже самым умным человеком, теорий — в сферу духовного мира, можно выявить Истину. Только там будет бокер.
Возникает вопрос: почему Тора подчеркивает, что Корах более остальных приблизил к себе именно руководителей колена Реувена?
Вспомним, что суть спора — перераспределение старшинства в еврейском народе. Ради этого Корах пытался подорвать репутацию Моше и выдвинул демагогический принцип о всеобщем равенстве. Именно демагогический. Потому что, с одной стороны, он действительно прав: ибо все люди сотворены Всевышним и в этом смысле — равны.
Однако Корах затронул при этом иную плоскость “равенства”, где положение каждого человека определяется задачей, которую, если можно так выразиться, поставил перед ним Всевышний. Перед ним, конкретным человеком, или — перед целым народом.
Подчеркнем, что неумение перевести проблему из одной плоскости в другую, рождает в умах представителей разных народов обиду на еврейский народ, когда речь идет о его избранности. “По какому праву, — возмущаются они, — евреи считают себя избранными! Евреи, что, лучше других?..”. И не могут или не хотят понять, что народ Израиля избран не для “имперского управления миром”, но для выполнения трудной, весьма специфической миссии.
Но вернемся к Кораху. От разговоров о равенстве он мгновенно перешел к проблеме управления: “…почему вы во главе народа?”, — говорит он (гл. 16, конец ст. 3). А для того, чтобы речь его звучала убедительней, он “предъявил” Моше двух руководителей колена Реувена.
И тут, казалось бы, правда была на его стороне. У Яакова было 12 сыновей. Реувен — старший. Значит, за ним, по еврейским законам, закреплялось старшинство в народе Израиля?..
Однако Всевышний перевел его потомкам Иегуды, четвертого сына Яакова, а службу в Храме поручил потомкам Леви, третьего сына Яакова. На это у Творца были весьма веские причины, изложенные в последних четырех главах книгиБерешит.
Но демагоги обычно в выборе средств не стесняются. Корах выделяет часть правды: Реувен — старший сын. И выдает ее за всю правду. В этом и заключается “технологическая” суть демагогии в любой области.
Было бы явным преувеличением сказать, что Корах стремился защитить интересы Реувена. Его цель — расшатать доверие народа к Моше.
Тора описывает, как восторжествовала Истина. Ее провозглашением стал ужасный конец Кораха…
Сказал Моше: “Этим вы (народ) определите, Что Всевышний послал меня сделать все, что я сделал, а не я сам это придумал. Если обычной смертью умрут эти (Корах и его сообщники), и конец обычный будет у них, означает это — не Всевышний послал меня. Но если особый момент Творения откроется нам, и земля разомкнет уста свои и поглотит их и все, что у них, и живыми сойдут вниз (в Шеол), то знать будете, что оскорбительно и вызывающе вели они себя против Творца” (гл. 16, ст. 28-30).
И “разомкнулись уста земли”, и все произошло так, как говорил Моше.
Но почему именно так?
Корах, выступив против Моше, на самом деле выступил против Всевышнего. И не с пустыми словами. В основе его речей была разумная концепция, во всех высказываниях он руководствовался правилами строгой логики. Но в этом и заключалась его ошибка. Свою, человеческую, концепцию он противопоставил Высшей Концепции Творца.
Точнее, рассуждая логически, он оперировал опытом материального мира, противопоставляя свою концепцию объединенной картине Всего Творения.
Земля — символ материального мира. Однако, являясь частью Всего Творения, она — не “сторонник” земных теорий.
Высказывая свою концепцию, стоя на земле, Корах оскорбил материальный мир, землю — в частности. И именно земля должна была ему “отомстить” — поглотить Кораха.
По сути, Кораха можно считать прототипом материалистов. И в наши дни материальный мир продолжает “мстить” им. Разве не подтверждение этому разного масштаба катаклизмы окружающей среды?..
Что представляет собой Шеол, куда был сброшен Корах?
Само название происходит от слова “спрашивать”. Это, если можно так выразиться, — некое промежуточное место, куда на некоторое время перемещается душа после смерти, чтобы потом отправиться в другие миры. Миссия Шеола — посредством “наводящих” вопросов (отсюда название) помочь душе провести окончательный самоанализ, подвести жизненный итог.
Но судьба Кораха неординарна. Для него недостижимы другие миры. Он до сих пор находится в Шеоле и выберется оттуда только на конечном этапе человеческой истории, которая составит не боле 6 тысяч лет.
Чем же он там занимается?
Талмуд сообщает, что квинтэссенция итогов его жизни заключена в одной фразе: “Моше (говорил) правдиво и правильно передавал (законы) Торы”. И эту фразу он повторяет непрерывно. Его восклицания разносятся по всемуШеолу и помогают душам, начавшим свой путь из этого мира — в Мир Истины.
Кстати, о потомках Кораха, правнука Леви. Он оказался прав, когда говорил о роли колена Леви в служении Творцу.
Его дети не стали последователями отца. Они не только остались в живых. Их прямые потомки служили в Иерусалимском Храме, а в сборник Теилим (Псалмов) царя Давида вошли и составленные ими духовные, пророческие стихи.
Автор текста Элиягу Эссас на сайте Еврей.ком