Этот месяц — месяц, когда на еврейский народ обрушилось много несчастий, в том числе — разрушение Храма
С давних пор к названию жаркого летнего месяца Ав стали прибавлять слово Менахем — Утешитель (чтобы утешить скорбящих в траурный период бейн амецарим — между множества бед и постов, напоминающих об этих трагедиях, от 17-го таммуза до 10-го ава). Ведь по преданию, 9-го ава родится великий праведник из рода Давида, который станет Машиахом — будет помазан на царство советом семидесяти еврейских мудрецов, Сангедрином и принят всем народом как царь. Он спасет еврейский народ, страдающий от преследований и изгнания, вернет на родину и восстановит Храм — утраченную близость с Богом, Творцом мира.
Но уже тысячи лет Машиах не приходит, положение еврейского народа, изгоя среди наций мира, в общем, не меняется, и кто-то может начать сомневаться и думать, не является ли прибавление к названию месяца лишь самоутешением.
Но, похоже, что слово Менахем не инородное добавление, оно раскрывает внутреннее содержание имени — сути месяца Ав.
Ав — по-еврейски, отец. И Бог называет в Торе еврейский народ, и не раз, Своим Сыном, например бни бхори Исраэль — Сын Мой, Первенец Мой — Израиль. Сколько бы и как бы отец ни наказывал сына, причина этого и цель одна — великая Любовь Отца к Сыну и стремление дать ему самое лучшее. Задача отца — совершенство и благополучие сына (продолжения отца) во всех отношениях. Поэтому рано или поздно отец сменит гнев на милость и, когда сын перестанет бунтовать против отца и начнет следовать его наставлениям и советам, отец даст ему награду за все испытания. Видимо, Бог выбрал для самых тяжелых наказаний еврейского народа месяц Ав, чтобы, еврейский народ вспоминал, что у него есть любящий Отец и что он от него хочет. По сути, отец всегда ждет, что сын обратится к нему, и часто больше хочет ему дать и помочь, чем тот просить, как говорит еврейская мудрость: больше корова хочет давать молоко, чем теленок сосать.
Намеки на это можно увидеть в Торе и в недавней истории еврейского народа.
Настойчивость Моше и Аарона, которые продолжают приходить, несмотря на отказы и угрозы, к фараону с требованием отпустить народ, чтобы он пошел служить Богу, побуждает Творца серией чудес вывести народ из Египта. Это происходит в недельном разделе בא, Бо. Бог говорит Моше: — בא войди к фараону. Он идет, и тогда Судья превращается в Отца, אב, Ав, и, несмотря на падение евреев во многих аспектах, выводит свой народ из рабства и дает ему величайший подарок — Тору.
Интересно, что числовое значение букв слова «отец», Ав (дающих название и кладущих начало всему еврейскому алфавиту, которым согласно Кабале, был создан весь мир), 3 — минимальное в еврейском языке. То есть Ав как бы является «отцом» всех других слов. 3 — также гематрия следующей буквы, гимел. Ее название отражает понятие воздаяния и милосердия — гомель и гмилут хасадим.
У каждого еврея и всего еврейского народа с Творцом — двойная связь: сына, созданного Творцом по Его образу и подобию, чтобы представлять Его творению, и слуги, выведенного из рабства, чтобы служить Освободителю.
В свете этого, можно попробовать понять основные трагедии еврейского народа 9-го ава таким образом: Первая, в пустыне была обусловлена отказом быть Слугой Творцу — выполнять Его веления. 10 разведчиков убедили народ оставаться в пустыне на всем готовом, в положении детей на «небесной манной каше» — вместо того чтобы добывать свободу в сражениях, проливая кровь, и пищу своим трудом «в поте лица, извлекая хлеб из земли». Результатом была отсрочка входа в страну Израиля на 40 лет, блуждания и гибель всего поколения.
Разрушение Первого Храма и первое изгнание было наказанием уже не за полный отказ от служения, а за отклонения от него, за тяжелейшие грехи, нарушающие его основные принципы — идолопоклонство, убийства и сексуальные преступления. Это изгнание длилось лишь 70 лет — срок жизни среднего человека, ведь, совсем не грешить люди не способны, а это было в первый раз.
Впрочем, из изгнания, где едва не погиб весь еврейский народ, как рассказывает Мегилат Эстер, вернулись только несколько сот человек. Очень многие умерли, другие рассеялись и ассимилировались или остались жить за границей. Но еврейский народ вновь чудесно размножился в короткий срок.
Второй Храм был разрушен из-за злословия и беспричинной ненависти — за отказ быть Сыном своего Отца, несмотря на то, что евреи в то время прилежно изучали Тору и, в целом, соблюдали заповеди. Мудрецы учат: как можно уподобиться Богу (то есть стать Его истинным сыном)? — «Как Он милосерден, так и ты будь милосерден»… Это наказание и изгнание самое тяжелое и длительное.
За время этого изгнания из еврейского пути разошлись в противоположные стороны две крупнейшие мировые религии — христианство и ислам. Каждая опустила один из аспектов отношения к Богу, сделав акцент лишь на одном из них — разорвав Его изначальное и вечное единство, которое мы провозглашаем в Шма Исраэль. Христианство подчеркивает милосердие (аспект имени Ашем) и сыновние отношения в противовес «иудейскому Богу беспощадного Закона и Правосудия». А ислам делает упор на аспекте Элоким — Закон и Судья — и отношениях: слуга и Господин.
Хотя последний признается чистым монотеизмом (потому что в нем нет расчленения трех лиц, одно Бог-Судья, а второе Сын-Милосердие), однако, по существу, это отсечение одного из аспектов Творца и отношения с ним. А христианство, наоборот, это прибавление лишнего, хотя, как мы только что сказали, и это редукция — что соответствует еврейской мудрости: «Добавляющий убавляет».
Задача еврейского народа, до сих пор не исполненная до конца, явить всему миру своей жизнью единственное живое и истинное лицо Творца, Авину Малкейну, нашего Отца и Царя, которое отражает и правосудие и милосердие и ждет от людей обращения к Нему, как Его детей и служителей.
Кстати, первые буквы слов Менахем Ав и Авину Малкейну образуют слово אם, Эм — Мать. Это тоже понятно, потому что Бог нам и Отец и Мать. Он нас судит. Но судит, сострадая, понимая нас, входя в наше положение — жалеет, бескорыстно и безусловно любит. Иногда это выражают, как два Его аспекта, Пресвятой и Его Шхина, которая сопровождает еврейский народ во всех его изгнаниях. Отношение к Богу включает в себя уважение и любовь к матери и отцу и учит религиозного человека проявлять эти чувства к своим ближним.
С начала двадцатого века евреи стали с исключительной активностью обращаться к сильным мира сего, чтобы добиться создания своего государства на своей земле. И после Катастрофы Бог услышал вопль трагедии и оценил настойчивость Своего народа, стремящегося к возвращению, Он проявил сострадание, и через две тысячи лет изгнания возник Израиль.
Но Машиах не пришел, и Бог, наш Менахем, сделав первый шаг по освобождению Своего народа, не спешит его посылать. Причина понятна: ходатаи возвращения и их последователи имели в виду только физическое перемещение и забыли вторую часть заповеданного Моше обращения к фараону: «Отпусти Мой народ — чтобы служили Мне». И чтобы были Его детьми.
Рассмотрим еще один вероятный намек в традиции. Главным траурным произведением, который читают в пост 9-го ава, является «Плач Ирмеягу», называемый в еврейской традиции по первому слову איכה, Эйха — «как»? Как оказалась в таком ужасном положении великая столица Иерусалим?
Это слово говорит и Моше в недельном разделе Дварим, за которым следует этот пост: «Эйха эса левади — Как вынести мне одному ваши заботы, тяготы и распри? Выберите себе людей мудрых, разумных и знатных в ваших родах и поставлю их во главе вас». Это воспоминание о совете Итро, который сказал Моше, что у него не хватит сил рассуживать конфликты народа.
Но в первый раз это слово встречается в начале Торы, в разделе Берешит. Когда Хава и Адам нарушили волю Творца и съели запретный плод, услышав голос Творца, они спрятались за дерево. И тогда Он произнес знаменитые слова: איכה, Айека Адам — Где ты, Адам?
Нетрудно заметить, что в Берешит слово читается иначе. Огласовка делит его как бы на два слова: первое из них вопрос-недоумение-оклик: אי — Ай-йе! Где? Эти две буквы также составляют слово «остров», и, отражая идею отделения от всего, одиночества.
Характерно, что так определяет Израиль в своем пророчестве Билам, а потом Аман. Однако то и другое отражает замысел Творца: «И будете Мне гой кадош — народ святой (отделенный от всех)». Последние две буквы כה напоминают местоименное окончание «ты». Так получается «где ты».
Адам и Хава, дети Творца, которых Он сделал Своими «руками», прячутся от Отца, и Он вынужден спросить Адама: Айека — Где (же) ты, человек? — Пал и скрылся? В этом вопросе вся глубина последующей трагедии.
Адам и Хава не отвечают на упрек прямо. В этом случае, на данном этапе, Отцу и детям остается только расстаться.
Начинается первое изгнание — корень всех изгнаний еврейского народа, взявшего на себя исправление человечества. Так начинается и рассеяние. Душа Адама, первого человека, распадается на части, души его потомков, или, как говорят в кабале, единый первоначальный свет рассыпается искрами, улетающими в галут.
Родственное слово איכה, Эйха отражает другой аспект — горестное как (же так)? В отличие от будничного, делового, современного слова Эйх, איך — как. Но наряду с сокрушением «как мы до этого дошли?» здесь есть и позитивный конструктивный вопрос «как?» — «что делать?». — Здесь нет сокрытия от Творца. Есть признание вины и понимание, что беда — заслуженное наказание, а проблема имеет решение: как в случае с Моше, так и с еврейским народом после разрушения Иерусалима и в преддверии изгнания.
Но мы видим: Адам не выдерживает испытания, и исправление приходится делать всем его сыновьям, потомкам, всему человечеству. И Моше не может один и перекладывает большую часть своих обязанностей на других достойных людей. Так и еврейский народ, совершающий преступления или испытывающий беспричинную ненависть, не может оставаться в единстве. И должен рассеяться, как супруги, утратившие духовное единство, вынуждены расстаться, разорвать образованную в течение совместной жизни единую плоть.
Гематрия слова איכה широко известна, она важна в еврейской традиции: לו — Его или Ему. Это напоминает цитированные выражения: «И будут Мне святым народом…» и «Отпусти Мой народ — веяавдуни, чтобы служили Мне». לו, Ло, Ему — это ламед вав цадиким — 36 скрытых еврейских праведников, рассеянных по всему миру, вся жизнь которых посвящена служению Богу, Ему и только Ему. На них держится мир, они — основа спасения еврейского народа и всего человечества. Горестные события еврейского народа, искупающего, начиная с первого еврея Авраама, грех Адама, должны привести к тшуве, возвращению к Богу и Его путям, всех евреев, еврейский народ и все человечество.
Эту историческую прогрессию отхода, осознания, исправления и возвращения можно изобразить так: Адам… — Айека — Эйха — Ло — …Адам.
Автор Рав Гедалия Спинадель на сайте toldot.com