Место в Торе: Дварим, гл. 29, ст. 9 — гл. 30, ст. 20.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: “Все вы стоите сегодня перед Всевышним….”.
Стоите перед… переводится на иврит одним словом — ницавим.
Обсуждение главы Ницавим
Прежде всего, выделим, чем эта глава отличается от других.
Еврейский календарь построен таким образом, что глава Ницавим читается в субботу перед Рош а-Шана (еврейским Новым годом — см. на сайте). И это, конечно же, не случайно.
В Рош а-Шана Всевышний судит весь мир. Такова суть этого дня. Однако, верша Свой Суд, Творец ждет от всех нас, от всего человечества, от тех, кто готов Его слушать, ответных шагов. Он подталкивает нас к исправлению, “испрямлению” (неологизм употреблен здесь сознательно) жизненного пути.
Материализованное проявление этого желания Всевышнего — трубление в шофар (бараний рог). Это не просто “обычай”, но — повеление Торы, одна из 613 заповедей.
Что означает слово шофар?
В буквальном переводе оно означает — “инструмент для испрямления”.
Жизненный путь любого человека напоминает зигзаг. В большей или меньшей степени. Это результат постоянного противоборства йецер а-ра и йецер а-тов (см. на сайтеглаву Ки Теце), попыток подчинить мир своим, человеческим, желаниям…
Нам следует стремиться к тому, чтобы уменьшить “амплитуду” этих зигзагов. Это нелегкая задача, процесс решения которой требует кропотливой и последовательной духовной работы. Звуки шофара стимулируют этот процесс. Поэтому так важно в Рош а-Шана их услышать.
И все-таки, почему нашу главу читают именно в эти дни?
Чтобы ответить на вопрос, разберем структуру слова ницавим.
Его смысл раскрывается в корне, состоящем из букв йод, цади, бет.
Тому, кто пока не знаком со Священным языком (ивритом), покажется странным, что в состав корня не входит первая буква слова — нун, а вместо нее откуда-то появляется йод.
Однако таковы законы языка иврит: если корень начинается с йод, слова часто “прячут” эту букву, “подставляя” вместо нее нун или вав.
Почему это происходит?
Вспомним, что буква йод символизирует мудрость (Всевышнего). И еще: острое осознание, что существует только Он Один. Ничего и никого, кроме Него (числовое значение буквы йод равно 10-ти; а это — один десяток, единица с духовной надстройкой).
Первая буква корня определяет смысл всей группы слов — производных от данной основы. В нашем случае это — постижение мудрости Всевышнего. Труднейшая задача. И “неожиданное исчезновение” буквы йод в слове символизирует трудность в достижении этого.
Вторая буква основы — цади — говорит о справедливости (справедливость на иврите — цедек). Ее численное значение выражено цифрой 90. Девять — это порождение новых объектов (девять месяцев беременности). А девять десятков (90) — духовный этаж девяти.
О чем скажет нам третья буква корня — бет?
Буква бет означает дом, вместилище, мир, в котором мы живем (байт на иврите — дом).
Третья буква корня слова ницавим “диктует” нам, чтобы мы, выстраивая понимание мира, оценивая его, стремились к “порождающей справедливости”. Это и есть путь к постижению Мудрости, заключенной в корне йод, цади, бет.
Анализ структуры слова ницавим помогает нам иначе прочесть первую фразу главы. Вы находитесь в позиции ницавим, — говорится в ней, — то есть у каждого из вас есть свой потенциал постижения Мудрости Творца. Сегодня, сейчас…
Вот почему так важно перед Рош а-Шана читать эти строки. Мы читаем их, чтобы встать в духовную позицию ницавим. И эта позиция, как нам теперь ясно, — вертикаль, стремящаяся к Небу.
Теперь нам понятно и другое. Понятно, почему Тора перечисляет всех, для кого важно занять позицию ницавим: “…Главы колен, мудрецы и помогающие установить жизнь Торы в народе, все мужчины. Дети, женщины и геры(неевреи, принявшие еврейство), живущие в среде еврейского народа (иначе, живя отдельно, гер не может постичь Мудрость Творца)” (гл. 29, ст. 9-10; с необходимыми комментариями).
Зачем Творец хочет, чтобы мы, евреи, постигали Его Мудрость?
Отвечает Тора: “Чтобы вы могли стать Его народом… как Он поклялся Аврааму, Ицхаку и Яакову” (гл. 29, ст. 12).
Иначе говоря, “клятва Всевышнего” — не безусловна. Мы не можем стать Его народом автоматически. Для этого нам нужно выбрать жизненную позицию (и путь) ницавим.
Это очень важная мысль, демонстрирующая равновесие между Его Планом и направлением наших усилий. Если мы не выбираем эту позицию, Всевышний и в этом случае направляет нас. Но тогда ситуация становится вынужденно болезненной.
Для того, чтобы осуществление Плана проходило более “гладко”, Всевышний заключает с нами Союз (на иврите —брит).
Слово брит означает — ясность, внесение ясности. Корень этого слова — бет, реш, реш, от которого образуются слова, типа барур (ясный), брира (процесс и способность выбора альтернативы).
Союз Творца с еврейским народом означает ясность целей и смысла жизни, целей и смысла нашего существования. Сюда включены и представления о системе награды и наказания. И именно поэтому Всевышний хочет от нас, указывает нам, ждет от нас, чтобы мы были ницавим.
Здесь следует сказать, что человек не может постичь Мудрость Творца. Но Он этого и не требует. Он лишь говорит о выборе жизненной позиции ницавим. То есть, о том, чтобы мы стремились к постижению. Это стремление — единственный способ согласовать, привести к гармонии нашу безнадежную ограниченность и Его бесконечность.
Поэтому именно в этой главе мы читаем знаменитые строки: “Тайное (непостижимое) — принадлежит Ему, но открытая Им перед нами Мудрость — принадлежит нам и нашим детям навеки. Чтобы (уметь) исполнить все, что сказано в Торе” (гл. 29, ст. 28).
Здесь возникает еще один фундаментальный вопрос: в какой степени мы уверены в том, что все, о чем мы только что говорили, относится к нам. Ведь о Союзе сказано так: “Чтобы (“подписать”) Союз и (взаимную) клятву между Всевышним и вами — сегодня” (гл. 29 ст. 11).
Когда это — сегодня?
Самый простой ответ на этот вопрос: сегодня — тот день, когда мы читаем эти строки. И это, в общем-то, правильно. Но Тора считает необходимым внести ясность. Ведь речь идет о Брите — Союзе, который требует ясности.
Читаем: “И не только с вами одними Я заключаю Брит, но и с теми, кто стоит с нами сегодня, и с теми, кого нет сегодня с нами” (гл. 29, ст. 13-14).
Так что, все мы, точнее — наши души, вступили тогда в Союз с Творцом. И сегодня этот Союз для нас тоже действителен.
Интересно, что ясность в Брите — понятие емкое. Настолько, что даже нарушение Союза — тоже вносит ясность.
Вернемся к Торе: “И будет в отдаленном будущем: потомки ваши и (даже) неевреи, которые придут (в Страну Израиля) издалека и спросят: почему Всевышний так наказал эту Страну, отчего столь велик Его гнев? И (поймут тогда эти люди и) ответят: потому что прошлые поколения нарушили Союз (и пошли вслед “измам” — другим верам и идеологиям)” (гл. 29, ст. 21-25; с необходимым сокращениями и пояснениями).
Таков потенциал ясности Брита. Однако сказано еще больше. Предсказана судьба поколения, которое заинтересуется честным исследованием — “почему наказал”. “И среди всех народов, куда разбросает тебя Творец, предрекает Тора, — там твое сердце постигнет (мудрость ницавим!) и поймет, и ты вернешься (решительно) к Творцу и постигнешь Голос Его, как об этом велено было сегодня… И вернет тебя Всевышний, и соберет из всех народов, среди которых рассеял тебя… Даже если заброшен ты будешь на край неба, — и оттуда соберет тебя Творец, и оттуда возьмет тебя. И приведет в Страну, которую получили в наследство отцы твои…” (гл. 30, ст. 1-5).
Обратим внимание на два момента этого предсказания. Первый: возвращение ставится в зависимость от постижения сердцем Истины. Второй: никакие препятствия не остановят Возвращение народа к Творцу и в Страну Израиля.
И еще: бросается в глаза выражение “заброшен на край неба”, вместо привычного нам — “края земли”.
О чем здесь идет речь?
Как мы уже знаем, небо — символ духовности. И получается, что нам дана потрясающая гарантия: даже если еврей будет “заброшен” совсем далеко и погрязнет в мировоззрениях других народов, Всевышний все равно “вытащит” его и вернет.
Но будут ли у “вернувшегося издалека” (у нас с вами) силы?
Тора отвечает и на этот вопрос: “Заповеди, которые Я даю вам, — они не сверхъестественны и не недоступны тебе (для исполнения). Не на небе они, чтобы ты сказал — кто заберется туда и возьмет их оттуда? И не за морем, чтобы ты сказал — кто перейдет море, возьмет и принесет из оттуда?
Но близки тебе эти заповеди очень — и сердцу твоему, и устам твоим, чтобы ты мог выполнять их” (гл. 30, ст. 11-14; с некоторыми сокращениями и уточнениями в переводе).
Небо — запредельная духовность. Такова и суть заповедей. Но для их исполнения достаточно желания сердца. И если это желание есть, ты будешь изучать их (“уста твои”) и научишься исполнять.
Море — безграничный объем. Также объем Мудрости Его — безграничен. Но для исполнения заповедей это не препятствие. Всевышний ожидает от нас, что мы выполняем тот объем, который предложен Им для исполнения. Он не требует, чтобы мы реализовали все, что составляет Его Мудрость.
Ну, а если остается в сердце сомнение — справимся ли? Тора поддерживает нас одним словом. Она говорит: “Но близки тебе эти заповеди очень”. Слово “очень” здесь кажется лишним.
На иврите это слово — меод состоит из трех букв: мем, алеф, далет. Те же буквы (только в другом порядке) образуют слово адам — “сущностный человек”.
И теперь мы прочтем фразу так: если ты — Человек (именно с большой буквы), заповеди Торы для тебя выполнимы. Трудно тебе или легко — это вопрос другого порядка. Самое главное — ты способен выполнить то, чего ждет от тебя Творец мира.
Автор текста Элиягу Эссас
На веб сайте evrey.com