Шват — одиннадцатый месяц года, если считать с Нисана, и пятый, если считать с Тишрей, от Рош Гашана. Тора и Танах называют его «одиннадцатым месяцем». Новомесячье Швата продолжается только один день, поскольку предшествующий ему месяц Тевет всегда неполный. Соответственно, месяц Шват всегда полный и продолжается тридцать дней. Швату соответствует созвездие Водолея (на иврите Дли — «ведро»). В Торе сказано (Бамидбар, 24): «Переполнятся его [Израиля] ведра водой…»

Поскольку к месяцу Шват обычно выпадает большая часть дождей, то водоемы в это время полны водой; поэтому воду не приходится зачерпывать в глубине колодцев — ведра и так поднимаются переполненными…

Первого Швата Моше, находясь в степях Моава, на восточном берегу реки Иордан, начал читать Израилю Книгу Дварим («Второзаконие»), полную горьких, но справедливых упреков — ведь евреи многократно ослушались Вс-вышнего за почти сорок лет, проведенных в пустыне.

В этой книге вновь излагаются многие из заповедей, которые Моше получил за все эти годы, — на горе Синай и в Мишкане — а также новые заповеди, о которых еврейский народ еще не знал. Он передал сынам Израиля благословения и проклятия, которые они должны будут произнести, войдя в Эрец Исраэль, рассказал им о том, каким образом нужно будет завоевывать Святую землю, а также благословил их в предвидении своей скорой смерти.

Моше говорил с народом в течение тридцати семи дней и закончил передачу Израилю КнигиДварим седьмого Адара. Первого Швата он начал говорить с Израилем, произнеся слова Торы «Полно вам жить у этой горы» (Дварим, 1), и седьмого Адара закончил словами «Счастлив ты, Израиль! Кто подобен тебе, народ спасаемый Г-сподом…» (Дварим, 33)

Поэтому мудрецы сравнивают день первого Швата с днем Дарования Торы. Хотя, как известно, Тора и заповеди были даны Вс-вышним еврейскому народу шестого Сивана, первого Швата в сердцах сынов Израиля как бы открываются новые источники Торы, и в течение тридцати семи дней — вплоть до седьмого Адара — они удостаиваются новых откровений.         Рав Элияу Ки-Тов.

Одиннадцатый месяц еврейского календаря, если считать от месяца нисан (первого в списке месяцев). Пятый, если считать от месяца тишри (начала года). В швате всегда тридцать дней. Зодиакальный знак — созвездие Водолея, по-еврейски Дли.

15-ое швата — Ту биШват — Новый год для плодовых деревьев. Эта дата считается «полупраздником», когда не назначают общественных постов.

В швате отмечаются годовщины смерти крупных учителей и раввинов:

5-го — раби Йеуды Лейба Алтера (1847—1905), автора сборника «Сфат Эмет», руководителя Гурских хасидов (с 1870);

25-го — раби Исраэля Салантера (Липкина, 1810-1883), основателя движения Мусар.

Шват беден историческими событиями. Отметим только одно, вошедшее в историю под названием «Пурим в Сарагоссе». Но сначала несколько слов о сарагосских евреях. В столице Арагона (по-еврейски она называется Саркоста) евреи появились очень давно, — раньше чем испанцы, ибо жили здесь еще в домусульманский период, когда будущая испанская нация только начинала складываться. Любопытно, что поныне существует длинный каменный мост через реку Эбро, построенный на средства, собранные в 1268 году городской управой с двухлетних доходов от еврейской миквы. Община процветала и при сарацинах, и при христианах — вплоть до изгнания евреев из Испании.

В 1420 году один выкрест донес на евреев, что они, выходя на торжества в честь короля Альфонса Пятого, вынимают из ковчегов свитки Торы, так что ковчеги — пусты! Король распорядился открыть ковчеги при следующем параде. Хроникальная запись сообщает, что в ночь накануне торжеств служителям всех двенадцати городских синагог приснился пророк Элияу, который посоветовал не вынимать свитки из ковчегов. Если бы король обнаружил ковчеги пустыми, на евреев обрушились бы страшные гонения. Но случилось чудо — и от гнева короля пострадал один доносчик. Произошло это 17 швата. С тех пор и до начала нашего века этот день отмечался как Пурим выходцами из Сарагоссы, осевшими в Константинополе, Смирне, Салониках.         Рав Реувен Пятигорский
toldot.ru