Наши Учителя постановили, что слово амен следует говорить после каждого услышанного благословения (любого, включая те, которые произносит ведущий молитвенную службу, хазан, вслух повторяя молитву), произнесенного другим евреем.

Слово амен(אמן), состоящее из трех букв —алеф(א), мем(מ) и нун(ן)— многозначно и несет в себе большой смысловой заряд. Обозначу здесь некоторые принятые в нашей традиции варианты понимания этого слова.

Основной смысл слова амен — выражение согласия с тем, что сказано.

Если произносится, например, благословение на какой-либо вид еды или питья, допустим, на вино — отвечающий амен как бы выражает согласие с тем, что Всевышний сотворил плод виноградной лозы.

Кроме этого, в нем заложены и дополнительные аспекты еврейского мировоззрения.

Рассмотрим корень слова амен.

Тот, кто владеет ивритом, без труда угадает его смысл, понимая, что слово амен, по сути — производное от слова эмуна (вера). То есть произносящий его заявляет о своей вере во Всевышнего.

Другое слово, имеющее тот же корень— неэман, смысл которого в преданности, верности.

Иначе говоря, произнося слово амен,мы заявляем о своей вере в Творца и преданности Ему.

Из Талмуда (трактат Шаббат, лист 119) узнаем, что буквы слова амен — аббревиатура фразы эль мелех неэман(«Всевышний — верный Правитель»), которую мы читаем перед некоторыми молитвами и обращениями к Всевышнему.

Но и этим суть слова амен — не ограничивается.

Гематрия (числовое значение) слова амен (91) содержит в себе объединенную гематрию двух центральных Имен Творца — четырехбуквенного (26) и а-д-o-н-a-й (65).

Соединение этих Имен обозначает объединение Всевышнего и Шехины (Его проявления в этом мире). При том, что объединение это — цель духовной работы еврейского народа, который, выполняя заповеди, стремится привести в мир Единство Творца. На это нам указывает и малая гематрия числа девяносто один — единица.

Произнося амен, мы утверждаем, что Творец — Един, приближая тем самым реализацию этого.

Теперь рассмотрим буквы, из которых состоит слово амен.

Первая буква, алеф(א), символизирует Всевышнего и цель — стремление к Нему и объединение с Ним.

Вторая, мем(מ)— область, а которой это стремление реализуется. Иначе говоря — олицетворяет мир Торы и ее принятие.

И, наконец, третья буква, нун(ן) — символизирует инструмент, которым предписано воспользоваться для достижения цели. Буква нун, своим графическим начертанием напоминающая открытую ладонь, обозначает покорность и готовность принять.

Иначе говоря, выражая согласие и принимая то, что сказано в благословении, и принимая Тору, мы приближаемся к заветной цели — быть с Всевышним. Единственным словом амен мы провозглашаем верность Творцу и Его Торе, что укрепляет нас и позволяет двигаться к желанной цели — быть с Ним.

Учителя придают огромное значение произношению слова амен — до такой степени, что наставляют нас, объясняя, что тот, кто произносит это слово с правильным устремлением, получает в награду доступ в Ган Эден (в условном переводе — «райский сад»).

В другом трактате Талмуда, в трактате Брахот (лист 53) сказано, что величие произносящего амен — превышает величие читающего благословение.

Отметим, что произношение слова амен регулируется разными правилами. Так, например, отвечающий амен не должен произносить это слово громче самого благословения.

Кроме того, Учителя предписывают произнести его сразу после окончания чтения благословения — не медля, но и не вторгаясь в слова того, кто еще не закончил говорить.

Обязанность сказать амен на услышанное благословение свидетельствует о том, что все евреи связаны между собой и дополняют друг друга.

Тот, кто ответил амен — укрепляет свою веру в Единство Творца, одновременно поддерживая и укрепляя веру в это у окружающих. Десятки и сотни тысяч амен, произносимых ежедневно и ежечасно — укрепляют веру и единство в нашем народе.

В заключение отмечу, что сила слова амен, которое один человек произносит, отвечая на благословение другого, многократно усиливается, если оно звучит во время общественной молитвы. Как это происходит, например, во время Кадиша — молитвы, которую читают в миняне (при участии не менее десяти взрослых евреев).

В наших книгах говорится, что в моменты, когда евреи с правильными устремлениями отвечают амен на слова ведущего молитву, Всевышний наполняется милостью и посылает благословение всему миру. Тот же амен имеет огромную силу для преодоления Зла и отмены наказаний за наши неблаговидные поступки.

Недаром наши Учителя придают такое огромное значение произнесению этого слова, постановив, что это — обязанность каждого еврея.

Автор текста Михаэль Бергман
29.12.21
evrey.com

П.С. На это тему написана прекрасная книга «Всего одно слово». Эстер Штерн.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here