Шаббат… Невозможно представить еврейский народ и его традицию без субботы. Уже в самом начале, в первой главе Торы, в рассказе о сотворении мира суббота предстает как последний этап, венец и цель творения.

До появления субботы человеческая цивилизация не знала подобного дня. В различных культурах существовали дни, отличные от обычных, рабочих. Но в основном они были посвящены торговле, становились рыночными днями. Также не существовало семидневного недельного цикла, созданного субботой.

В различных африканских культурах, например, торговым днем был каждый третий или четвертый день. В античном Риме ворота города открывались каждый восьмой день для жителей провинций. В этот день они привозили свою продукцию для продажи.

Обычаи субботы вызывали недоумение у окружающих народов древнего мира. Он казался им странным, лишенным логики и даже вредным. Философ Сенека считал, что это расточительный обычай – потому, что евреи «теряют почти одну седьмую жизни».

Постепенно, будучи заимствованным через христианство и ислам, семидневный цикл стал достоянием большей части мира. Выходные в развитых странах, как правило, продолжаются два дня. При этом в один из них (в странах с преобладающей христианской традицией это воскресенье) запрещены (или сильно ограничены) работа и торговля. Но такое положение является лишь частичным воплощением идеи еврейской субботы.

Понятия работы и отдыха в субботу в еврейской традиции существенно отличаются от общепринятых в западной культуре сегодня, они более глубоки и являются воплощением еврейских взглядов на сущность человека в этом мире. Иудаизм относится к человеческому созиданию, творчеству, созданию нового как к проявлению божественного начала в человеке и, следовательно, видит в этом суть человеческого существования. В этом – один из вкладов иудаизма в современную цивилизацию.

Поэтому особенно интересно, что по отношению к субботе говорится в Торе: «Помни день субботний, чтобы освятить его. Шесть дней работай… а в день седьмой – суббота Господу, Б-гу твоему: не делай в этот день никакой работы…» (Шмот 20:8-9).

Для обозначения работы в субботу в иврите используется понятие «млаха», точное значение которого – созидание, творение. На языке мудрецов деятельность, запрещенная в субботу, – это «малехет махшевет», то есть осознанное созидание. Так же, как в день седьмой Б-г «отдыхал» от созидания и творения, и еврей прекращает созидательную деятельность. Поэтому в субботу можно, если очень необходимо, к примеру, с утра до вечера передвигать мебель, то есть совершать работу. Запрещено созидание, деятельность, отвечающая четырем критериям: присутствие цели, намерение, добавление новой сущности в мире и возможность существования плодов этой деятельности продолжительное время.

В чем смысл такого понимания субботнего отдыха? Почему именно прекращение созидательной деятельности, раскрывающей божественное начало в человеке, является требованием еврейской субботы? Беспрерывное созидание, деятельность, направленная на изменение мира, приводит к положению, противоположному изначальному смыслу. Такая гонка порабощает человека, превращает его в служителя своих амбиций, возникающих в результате осознания своих возможностей.

С другой стороны, возникает ощущение безграничности человеческих сил и приоритета, единственности человеческого желания. Понимание созидания как проявления божественного начала стирается. Суббота ограничивает обе тенденции, нейтрализуя их разрушающий эффект. Она останавливает бег, позволяет человеку осмыслить плоды своего труда, оставляет место для созерцания. Суббота разделяет человека от его труда, возвращает ему самоценность.

Таким образом, созиданию возвращается его первоначальная сущность, позволяющая человеку проявить свое высшее предназначение. Современная западная культура относится к отдыху скорее как к средству восстановления сил для более производительного труда в дальнейшем и как к подходящему времени для развлечений.

Сегодня в Израиле в 50 процентах еврейских семей зажигают субботние свечи, в 46 процентах совершают кидуш (освящение субботы), в 55 процентах принята особая субботняя трапеза. 25 процентов израильтян посещают синагогу в субботу; 37 процентов не совершают различных работ дома и вне его и не зажигают огня, 30 – стараются не совершать действий, связанных с оплатой, например, не покупают билетов в кино (согласно данным Израильского института демократии за 2000 год).

Интересно, что наиболее распространенная сегодня практика, связанная с субботой, – зажигание субботних свечей – не упоминается в Торе. Но уже в различных талмудических текстах подчеркивается важнейшее место зажигания свечей в создании особой атмосферы шаббата. Если еврей беден и у него нет возможности купить масло одновременно для субботних светильников (в Талмуде они называются «свеча дома») и ханукальных или он не может одновременно купить вино для кидуша (освящения), – он должен приобрести в первую очередь масло для субботних светильников (Вавилонский Талмуд, Трактат Суббота, 236). Обязанность освящения (кидуш) упоминается в Торе, но и он уступает «первенство» свечам.

Причина этому – смысл, придаваемый зажиганию свечей: «нер бейто – шлом бейто», то есть свет, распространяемый свечами, дает возможность мирному существованию дома, семьи. В темноте члены семьи не могут поддерживать нормальные человеческие отношения, начинаются ссоры и разногласия. Техническое объяснение роли свечей в распространении света открывает нам путь к более широкому пониманию.

Сегодня, в эпоху электричества, нет необходимости в свечах как источнике освещения. Но свет и тепло «живого» огня издавна ассоциируется в человеческих сердцах с миром, единением, воспринимается как источник жизни. Этот принцип мира в доме, как мы видим, оказывается на первом месте в еврейской традиции и, возможно, поэтому зажигание свечей остается наиболее распространенным обычаем субботы даже среди нерелигиозных евреев.

Зажигание свечей является завершением приготовлений к субботе и ее началом. Замужняя женщина зажигает две свечи. Также принято зажигать по свече на каждого ребенка. Если в доме нет женщины, то субботние свечи может зажечь и мужчина.

В честь субботы положено сменить одежду. Каждый надевает чистую и выглаженную, не ту, которую он носит каждый день, когда человек довольствуется рабочим одеянием. «И назови субботу наслаждением и почитай ее» (Исайя, 58;13). Как же внешне оказать ей честь? Прежде всего, тем, что субботняя одежда отличается от будничной. Отсюда делается вывод: человек, как минимум, должен иметь два вида одеяния: один – для будней, другой – для субботы. Этот обычай пустил глубокие корни.

С течением времени даже простые люди из народа старались хранить особые одежды на субботний день, не расставались с ними даже в тяжелых жизненных ситуациях. Только дважды в году не меняют одежду перед субботой: если она выпадает на Девятое ава (день траура по разрушенному Храму) и в Великую субботу перед Песах, потому что в это время принято чистить и стирать одежду перед праздником.

Субботнее приветствие, принятое в большей части еврейских общин, звучит одинаково: «Шаббат шалом!» («Мирной субботы!»). А отвечают на него обычно «Шаббат шалом у меворах!» («Субботы мирной и благословенной!»).

«Еврейский камертон» (приложение к газете «Новости недели»), 13 января 2005 г.