Место в Торе: книга Ваикра, гл. 1, ст. 1 — гл. 5, ст. 26.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: “И призвал Моше…” (Ваикра, гл. 1, ст. 1).

И призвал на иврите — ваикра.Обсуждение главы Ваикра09.03.03

Продолжим чтение первой фразы: “И призвал Моше, и велел (в оригинале — говорил)Творец ему из Шатра Свидетельства, говоря — скажи Сынам Израиля…” (Ваикра, гл. 1, ст. 1).

В прошлогоднем обзоре мы анализировали комментарий Раши к первой фразе книги Ваикра и обсудили, какое значение в ее понимании придается уменьшенной букве алеф в конце первого слова — ваикра (см. на сайте обзор недельной главы Ваикра, второй годовой цикл).

Теперь же обратим внимание и на другую особенность этого фрагмента — чрезмерное, казалось бы, “скопление” глаголов, имеющих как будто бы один и тот же смысл (говорил, говоря — скажи). И это требует объяснения, ибо в Торе, как нам известно, не бывает “повторов”, употребленных лишь ради “красоты слога”.

Талмуд, разбирая эту часть Торы, выделяет слова: “говоря — скажи”.

Наши Учителя объясняют: то, что слышал Моше от Творца, никто на свете больше не слышал, ведь он был величайшим пророком. И вносят уточнение — не все из того, что узнавал, он сообщал другим, но если без прямых указаний Всевышнего и доносил до людей полученную Свыше информацию, то, как часто бывало, не сразу, а порой, вообще — только избранным. И это в еврейской традиции считается необходимым для хорошего руководителя (таким и был Моше Рабейну — наш Учитель) качеством. Ибо понятие “мудрое руководство” включает в себя понимание человеческой психологии, умение находить с людьми общий язык. А это, в свою очередь, подразумевает способность правильно оценивать обстоятельства, определять, когда лучше умолчать, когда — сказать и что именно…

Талмуд подчеркивает, что именно эта, рассматриваемая нами, фраза Торы учит нас без особого разрешения не пересказывать то, что мы слышим от других.

Здесь уместно рассмотреть еврейские законы хранения секретов. Даю их по книге рава Зелига Плискина “Люби ближнего” (в русском переводе — “Учитесь жить достойно”).

1. Когда с глазу на глаз вам рассказывают что-то личное о жизни или о делах, нельзя пересказывать это другим, даже если вас об этом не предупреждали.

Но если информация дана в присутствии трех или более человек, можно передавать содержание разговора, но только в том случае, когда речь шла не о дурных поступках и достоинство рассказчика не будет унижено.

2. То же правило распространяется и на мужа с женой; они не имеют права передавать друг другу то, что им сообщили по секрету. Часто это касается и того, что рассказывают дети.

3. Если вы слышали, что какой-то человек разносит сплетни, никогда не доверяйте ему свои секреты.

Рассматривая законы о собственности, Талмуд включает в понятие “имущество” и личную информацию. Отсюда следует, что ее разглашение приравнивается к незаконному использованию чужого владения…

Автор текста Гедалия Спинадель.http://evrey.com

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here