Место в Торе: Дварим, гл. 33, ст. 1 — конец книги Дварим.Почему она так называется?Первая фраза начинается так: “Вот благословение, которым благословил Моше… сынов Израиля…”.Вот благословение на иврите — ве-зот а-браха.Обсуждение главы Ве-зот а-браха:1. Кому положена награда?Написано в нашей недельной главе: «Всевышний от Синая выступил и воссиял от Сеира им, озарил от горы Паран» (Дварим, гл. 33, ст. 2).Почему здесь наряду с Синаем упомянуты горы Сеир и Паран?Потому, — объясняют в Талмуде Учителя (трактат Авода Зара, лист 2), — что до того, как даровать Тору сынам Израиля, Всевышний предлагал ее другим народам.Гору Сеир населяли потомки Эсава, заложившие основы христианского мира, а Паран — наследники Ишмаэля, которые в массе своей, пошли за исламом. Но ни один народ, кроме еврейского, Тору не принял.В будущем Всевышний объявит о награде, которая ожидает всех, кто изучал Тору. Тогда-то народы мира будут сожалеть, что в свое время отказались от нее. И отговорки — мол, им Тору не предлагали — у них не будет. Ибо в самой Торе (в нашем фрагменте, в частности) записано, что Тора была им предложена.Но, может, предлагали, да — не всем? Ведь не все люди — христиане или мусульманами. Может Всевышний предлагал Тору лишь потомкам Авраама?Но даже, если и так… Ведь от Торы отказались те, кто имел, хотя бы некоторое отношение к нашему праотцу (Ишмаэль был сыном, а Эсав — внуком Авраама). Что тогда говорить о тех, у кого вообще не было никакой связи с Авраамом?! Результат известен заранее.— И все же, — могут сказать в будущем народы, — сейчас мы готовы принять Тору, а значит, награда и нам полагается.— Тот, кто трудился накануне субботы — ест в субботу, — ответит им Всевышний. — Ну, а тот, кто не трудился…Впрочем, Творец, как описывается в Талмуде (трактат Авода Зара, лист 3) пойдет им навстречу и предложит небольшое испытание — всего одну заповедь, причем, легкую. Кто исполнит — получит награду. Это — заповедь о сукке (см. на сайте — в материалах, посвященных празднику Суккот, в разделе «Праздники»). А легкой она считается потому, что не требует особых затрат. Сукку можно соорудить из подручного материала.Представители народов мира так и сделают — каждый построит сукку у себя на крыше. Тогда Всевышний призовет солнце жарких летних деньков. И будет наблюдать, как люди, один за другим, покидают свои суккот(множественное число от слова сукка), на прощание хорошенько ударив по сукке ногой.Тем не менее, у народов мира останется в запасе еще один аргумент.Сыны Израиля пожелали принять Тору. Так то ж были люди — не чета нынешним! Нынешние так же провалились бы, как и мы. Так, за что им награда?Сказано в Талмуде (трактат Менахот, лист 30), что тот, кто старается ради Торы, кто утруждает себя ради нее — как будто получил ее на горе Синай. Тот, кто выделывал особым образом кожу, чтобы на ней можно было написать Тору, тот, кто трудился и писал, или нанял софера (переписчика священных книг) — тот, окажись он среди вышедших из Египта, не раздумывая пошел бы в пустыню, чтобы получить Тору у горы Синай.Евреи, которые из поколения в поколение немало трудились, чтобы сохранить Тору, писали новые и новые Свитки, оплачивали работу соферов — подобны тем, кто не раздумывая, отправился за Торой в пустыню. Поэтому им положена награда. А народы мира, отказавшиеся от Торы в прошлом, не смогут выполнить, даже легкую заповедь в будущем. На основе комментариев Маѓараля(раби Иегуда Лива; один из величайших комментаторов Торы и Талмуда, автор многих основополагающих мировоззренческих книг, главный раввин Праги — Чехия; 16-й век),рава Иегошуа Менахема Аhаронберга(глава раввинского суда Тель-Авива, автор книги «Двар Иегошуа»; Израиль, 20-й век)и рава Йосефа Энгеля(глава раввинского суда Кракова; Польша, 1858-1920 гг.
https://shofar7.com