В первой фразе главы сказано: “И вот законы, которые ты (Моше) предложишь им (евреям) ”.

Законы на иврите — мишпатим.

Обсуждение главы Мишпатим

Если бы спросили человека, с каких законов, по его мнению, Всевышний начнет излагать Тору в главе, названной “Законы”, то получили бы от разных людей разные ответы. Кто-то сказал бы о законах шаббата, играющих наиважнейшую роль в еврейском образе жизни, кто-кто — о законах, запрещающих идолопоклонство, ибо они определяют еврейское мировоззрение…

Но в Торе — иначе.

Глава Мишпатим (Законы) начинается текстом об отношении к слуге (в оригинале употреблено слово эвед — раб, слуга; мы пользуемся вторым значением, чтобы избежать недопонимания, ибо раб у евреев далеко не то же самое, что раб у греков и египтян или раб-негр у американцев).

Итак, в начале главы сказано: даже если ты на законных основаниях приобрел слугу (раба), он не должен по твоей воле оставаться у тебя более шести лет.

Кроме того, мы узнаем, что отношение к слуге (рабу) должно быть деловым и гуманным.

Зачем вообще понадобилось такое начало? Ведь все это говорилось евреям, только что вышедшим из Египта, из дома рабства. Евреям, которые еще вчера сами были бесправными рабами, а их детей топили в реке и замуровывали в пирамиды. Им ли надо давать наставление о человечном отношении к слуге (рабу)?

Но Тора — не пособие по психологии. Тора — записанная буквами Мудрость Творца мира.

Тора ясно понимает: тот, кто вчера был угнетенным рабом, сегодня может стать жестоким рабовладельцем. Именно потому, что вчера сам был рабом и страдал.

Почему так происходит?

Поведение любого человека определяется его мировоззрением и является следствием непрерывной внутренней борьбы йецер а-тов (склонности к Добру) и йецер а-ра (склонности к удовлетворению низменных, материалистических желаний).

Какое мировоззрение впитали в себя рабы? Что поддерживало их йецер а-ра, пока они жили в рабстве? Ответ, думается, ясен.

Но рассмотрим проблему глубже и обнаружим, что законы Торы об отношении к рабу помещены в начале не только для того, чтобы подчеркнуть их важность, но и для того, чтобы прояснить, каковы духовные корни других законов главы.

В главе Мишпатим — много законов, касающихся взаимоотношений между людьми. Это, например, способы определения материального ущерба и компенсации за него (гл. 21, ст. 28, 35; гл. 22, ст. 43 др.). О них мы говорили в обозрениях листов Талмуда (трактат Бава Кама — см. на сайте Введение и обозрение листа 2). Или — правила хранения чужого имущества и возвращения найденной вещи (трактат Бава Меция — см. на сайте обозрения листа 21 и листа 33), или — запрет давать деньги в долг под проценты (гл. 22, ст. 24, а также см. на сайте трактат Бава Меция, обозрение листа 61).

Но как эти законы, на основе которых строится справедливое общество, связаны с законами об отношении к слуге (помимо того, что в справедливом обществе и отношения должны быть справедливыми)?

Дело тут в том, что общество никогда не будет истинно справедливым, если один человек будет видеть в другом слугу, “предмет для использования”. Основа основ в понимании устройства мира (а значит, и общества) состоит в том, что у мира — Один Хозяин. И этот Хозяин — Всевышний. И потому слуга — временное состояние человека, имущество — тоже временное (на тот свет не унесешь), а деньги даются, в том числе, и для того, чтобы люди помогали друг другу.

И тогда становится понятной глубинная правота законов Торы. Их цель — не просто, скажем, компенсировать ущерб, если ты виноват, но самим фактом компенсации восстанавливать разрушенный мир.

Тогда понятен и последний закон в нашей главе — об отношении к народам, которые жили в Эрец Исраэль до того, как туда вернулись из Египта евреи. В Торе об этом сказано: “Не заключай с ними союза и не признавай их религию… ибо будет тебе это — западней” (гл. 23, ст. 32).

Казалось бы, говорить об этом излишне. Ведь в Десяти Заповедях есть запрет служить чужим богам и любым теориям (“измам”) — будь то социализм, сайентизм (когда признают только науку) или индивидуализм. Почему так важно было выделить именно тех богов, которым поклонялись народы, населявшие Страну Израиля?

Потому что евреи должны были стать победителями. И побежденные народы могли стать их слугами. А, чтобы слуге было комфортно, хозяин может позволить ему по-прежнему поклоняться его богам — лишь бы работал хорошо. И тут Тора говорит:Принцип устройства мира важнее любых материальных выгод.

И теперь нам понятны слова Торы: “это может стать тебе западней”. Да, нужно хорошо относиться к другим людям. Но нельзя допускать распространение выдуманных религий и теорий.

Следует ли из этого, что евреи должны воевать с чуждыми им мировоззрениями? Нет, не следует. У себя дома, в своей стране не должно быть места оскорбительному поклонению. Сказано: “…когда приведет тебя Всевышний в Страну…” (гл. 23, ст. 23).

А на окружающий мир мы должны влиять, строя на своей земле справедливую жизнь, проявляя настойчивость и упорство в сохранении близости с Творцом. Это — в конце концов, несомненно, приведет Свет Всевышнего в сердца других народов.

Автор текста Элиягу Эссас на сайте Еврей.ком